Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

Events



 

Помощь Собору



Site map

Events

01.10.2021 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 15-ю неделю по Пятидесятнице 3 октября 2021 года

Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю пятнадцатую по Пятидесятнице, которая состоится 3 октября 2021 года.

полный текст: богословские курсы Свято-Екатерининского кафедрального собора

 

Что же такое любовь, которую проповедует Христос? Как можно возлюбить ближнего, как можно возлюбить даже врага? Этот вопрос, уже будучи верующими людьми, мы задаем себе, сознавая, что нет любви в сердце к другому человеку, а тем более к врагу. Что же означают эти слова Господа? Ведь это слова не человеческие, не мудрость поколений, не мудрость народов или всего человечества, – это Божественная мудрость. Понятна она людям или непонятна, способны люди следовать этой мудрости или не способны – от этого слово Божие не перестает оставаться Божиим словом и Божественной истиной, вечной и неизменной. И сила верующего человека в том, что, даже не осознавая в полной мере Божественную истину умом своим и опытом жизни, он преклоняет перед нею колена ума и сердца своего в послушании слову Божию.

 

     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 3. Недели по Троице 1-17. Неделя 15-я по Троице;
     - митрополит Антоний Сурожский: неделя 15-я по Пятидесятнице. Какая наибольшая заповедь? (1989 г.);
     - праведный Иоанн Кронштадтский: неделя 15-я по Пятидесятнице. Что нам препятствует любить Бога?
     - Троицкий листок игумена Пантелеимона: ответ Господа законнику о первой и большей заповеди в Законе... Его вопрос о Христе: чей Он Сын?.. (издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; 1896-1899 г.г.);
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Игнатий (Брянчанинов), Николай Сербский, преподобные Ефрем Сирин, Максим Исповедник, блаженные Иероним Стридонский, Феофилакт Болгарский, праведный Иоанн Кронштадтский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 92 Евангелия от Матфея (22:35-46): о двух основных заповедях.

 

     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ: (краткий обзор)

     - кто знает и задает вопрос не из желания знать, а с целью выведать, знает ли тот, кто должен дать ответ, тот подобно фарисеям подступает не как ученик, а как искуситель;

     - как люди отравлены злом! Если Бог ищет хотя бы одно доброе дело у величайшего грешника, чтобы его спасти, люди ищут хотя бы один грех у величайшего Праведника, чтобы Его убить!

     - верность - непременное условие любви. Без этого условия любовь расторгается;

     - сердцем желаем, душею мыслим, разумом разсуждаем. Когда убо сердце мое не инаго чего желает кроме Бога, и в душу мою ни единая не входит мысль, чуждая благочестиваго поучения о Боге, также и разум мой не приемлет разсуждения, не содержащаго веры и повиновения к Богу: тогда люблю Бога от всего сердца моего, и от всея души моея, и от всего помышления моего; тогда пред Богом любовь моя есть любовь совершенная;

     - ты хочешь научиться любви Божией? Удаляйся от всякого дела, слова, помышления, ощущения, воспрещенных Евангелием. Враждою твоею к греху, столько ненавистному для всесвятого Бога, покажи и докажи любовь твою к Богу. Согрешения, в которые случится впасть по немощи, врачуй немедленно покаянием. Но лучше старайся не допускать к себе и этих согрешений строгою бдительностию над собою;

     - слыша от Писания, что Бог наш огнь (Евр. 12:29), что любовь есть огнь, и ощущая в себе огнь любви естественной, не подумай, чтобы этот огнь был один и тот же. Нет! Эти огни враждебны между собою и погашаются один другим. Естественная любовь, любовь падшая, разгорячает кровь человека, приводит в движение его нервы, возбуждает мечтательность; любовь святая прохлаждает кровь, успокаивает и душу, и тело, влечет внутреннего человека к молитвенному молчанию, погружает его в упоение смирением и сладостию духовною;

     - обе сии заповеди находятся в Ветхом Завете, однако не рядом друг с другом, а в двух разных книгах Моисеевых (Втор.6:5); (Лев.19:18). Они не включены в число десяти Божиих заповедей, составляющих основу всего закона и не случайно, но по особому промышлению Божию, ибо род человеческий в то время еще не был готов эти две заповеди принять. Прежде чем поступить в высшую школу, необходимо закончить начальную. А десять заповедей Моисеевых и представляет собою начальную школу упражнений и подготовки к высшей школе любви;

     - разве возможна любовь по заповеди? Нет, не возможна. Но, к сожалению, заповедь о любви должна была последовать, ибо помраченное сердце человеческое забыло естественную любовь человека к Тому, Кто больше всего его любит. И мать не напоминает своему чаду о любви к ней, пока чадо ее не забудется настолько, что презрит мать и озлобится на нее, и пойдет скользким путем мирской любви. Тогда любовь к матери становится заповедью, и не столько ради матери, сколько ради чада;

     - никакой заповеди о любви не дает Бог ангелам, ибо ангелы не удалены от Бога и естественным образом любят Его. Стыдно вообще-то должно быть роду человеческому, что он вынудил Бога дать эту заповедь о любви;

     - когда все сердце мое, вся душа моя, все помышление мое посвящено будет Богу: тогда всякое желание мое есть добродетель, всякое мое помышление - непорочность, всякое мое умозаключение - святость;

     - любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе - Бог;

     - в каком падении наше естество! Тот, кто по естеству способен с горячностию любить ближнего, должен делать себе необыкновенное принуждение, чтобы любить его так, как повелевает любить Евангелие;

     - Бог есть троичность Отца, Сына и Духа Святого в единстве. И человек есть троичность сердца, души и ума;

     - очень недостаточно: только с удовольствием прочитать веления Евангелия, и подивиться высокой нравственности, которую они в себе содержат. К сожалению, многие этим удовлетворяются. Когда приступишь к исполнению велений Евангелия: тогда с упорством воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца. Эти владыки: твое собственное плотское состояние, при котором ты подчинен плоти и крови, и падшие духи, которым подвластная страна — плотское состояние человека;

     - смирение и преданность Богу убивают плотскую любовь. Значит: она живет самомнением и неверием. Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало по мало в духовную, разумную, святую;

     - и слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви;

     - любящему Бога легко возлюбить людей как братий своих по Богу; не любящий же Бога может лишь обманывать себя, думая, что любит людей. Такой человек может в лучшем случае иметь только некоторое смутное сочувствие к людям, источник которого опять же находится в сочувствии к самому себе;

     - твое дело - любить всех людей ради любви Божией, а Его – после отделить праведных от неправедных;

     - если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты - в горесном самообольщении;

     - наши ближние являются видимым полем, на котором мы показываем свою любовь к невидимому Богу. На ком обнаружиться нашей любви к Богу, если не на людях, живущих вместе с нами на земле?

     - если кто-нибудь приносит и самые великие жертвы из каких-либо иных побуждений, а не из любви, нет ему в том никакой пользы;

     - закон и пророки не утверждаются, а зависят от двух главных заповедей (это более ясно читается в ц/славянском переводе). Если бы не было этих заповедей, то не существовало бы ни закона, ни пророков;

     - если вникнешь в десять заповедей закона, даннаго на Синайской горе Моисею, увидишь, что первыя четыре относятся до любви к Богу, а прочия шесть – до любви к ближнему;

     - все благое, что человек способен сделать, проистекает из любви к Богу и из любви к ближним. Все грехи, сколько их ни было и ни есть, являются грехами или против любви к Богу, или против любви к ближним;

     - кто любит своих родителей, тот естественным образом будет любить и своих братьев; не любящий же своих родителей редко способен любить своих братьев. Точно так же любящему Бога легко возлюбить людей как братий своих по Богу; не любящий же Бога может лишь обманывать себя, думая, что любит людей;

     - каждый ученик Христа посредством этих двух заповедей летает как бы посредством двух крыльев, именно: любовью к Богу и любовью к людям

     - любовь есть искра Божественного огня в нашем сердце, а огонь не может не согревать. Если любовь, эта теплота верующего сердца, не согревает ближнего, то значит ее вовсе нет в твоем сердце, нет теплоты, восприемлемой от Источника жизни – Бога, Который есть любовь.

 

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - почему Господь заповедует возлюбить Бога всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим?
     - в чем вторая указанная заповедь подобна первой?
     - за что же Спаситель хвалит законника, когда тот сказал, что кроме Отца нет иного Бога? Означает ли это, что Иисус Христос не Бог?
     - предложил Господь заповедь о любви к Богу и ближним и тотчас дополнил ее учением о Своем сыновстве Богу и Божестве. Для чего же это?
     - что нам главным образом препятствует любить Бога, иметь всецелую к Нему преданность?

 

     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

Евангельское чтение:
     - Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Об учительстве в любви;
     - Как обнаруживает христианин свою любовь к Богу, любовь превыше всего?
     - Любить Бога легко, хотя мало есть христиан, истинно любящих Бога;
     - О любви Бога всем сердцем;
     - Мы любим Бога;
     - Когда мы любим Бога так, как требует Спаситель?
     - Любовь к Богу состоит в исполнении Его заповедей;
     - Почему заповеди о любви к Богу и ближним поставлены вместе?
     - Обязанность христиан заграждать уста буйных и безумных людей.

Апостольское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Сравнение света солнца со светом Евангелия;
     - Люди благочестивые имеют в самих себе достаточно оснований и доказательств продолжения существования личной человеческой души;
     - Чем христиане могут утешаться в скорбях?
     - Несомненная надежда христиан на блаженную вечность;
     - Слава истинных христиан;
     - К чему должна побуждать нас истина, что мы носим сокровища благодати в глиняных сосудах?

Образцы церковной проповеди:
     - Наибольшая заповедь. (Ответ законнику на вопрос о заповедях);
     - Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 15-ю Неделю по Троице.

 

выдержки из проповеди патриарха Московского и всея Руси Кирилла после возложения венков к памятнику-колонне святому благоверному князю Димитрию Донскому на Красном холме Куликова поля 21 сентября 2014 года, в 634-ю годовщину Куликовской битвы, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     Но самое важное, мои дорогие, – это научиться жить в соответствии с заповедями Божиими. Ведь в храм можно приходить и с лукавой мыслью: пришел, свечку поставил, значит, Бог должен мне теперь обязательно помочь. Мне приходилось встречаться с людьми, которые недоумевали: как же так, в храм хожу, к чудотворным образам прикладываюсь, свечки покупаю, а ничего в моей жизни не происходит. Так и не будет происходить, потому что храм – это не место отправления культа, как считали в советское время. Храм – это место горячей молитвы к Богу, а молитва – это дело тяжелое.

     Господь никогда не будет помогать лентяю. Сколько бы студент или школьник, не желающий учиться, ни просил у Бога помощи для благополучной сдачи экзаменов, ничего не получится. Господь не потакает нашим слабостям, нашей лени, нашей неспособности к самоорганизации. Но когда мы по-человечески трудимся и стараемся делать то, что можем делать, тогда в ответ на нашу молитву Господь и помогает. И многие говорят: не знаю, как это получилось, – просто чудом. Иногда мы употребляем это слово почти как обиходное, как некое выражение удивления перед случившимся, но на самом деле ведь так и происходит. Господь рядом – Своею силой, Своей божественной энергией Он оплодотворяет весь космос, Он сохраняет всю вселенную в дивном порядке, Он сохраняет нашу хрупкую Землю, Он оберегает каждого человека настолько, насколько сам человек желает Бога пустить в свое сердце.

     С Богом можно разговаривать так же, как с человеком. Он понимает любой язык, Он понимает движения души, Он знает всё. И для того чтобы Божественная сила, Божественная благодать прикасалась к нам, чтобы она входила в нашу жизнь, чтобы она умножала наши физические, умственные, нравственные возможности, духовные силы, мы должны просить об этом Бога. И Господь отвечает; а если бы не отвечал, никто бы к Нему и не обращался. Это обычная житейская мудрость – не просить того, кто тебе отказал. Может быть, раза два или три, но на четвертый к тому, кто нам отказал, мы уже не обращаемся. А к Богу мы обращаемся тысячелетиями, потому что Он нам отвечает.

 

Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 3 октября 2021 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Апостол: Неделя 15-я по Пятидесятнице


скачать, формат pdf
скачать, формат jpg (изображение)

Евангелие: Неделя 15-я по Пятидесятнице


скачать в формате pdf
скачать, формат jpg (изображение)

3 октября 2021 года. Неделя 15-я по Пятидесятнице
ВСЕНО́ЩНОЕ БДЕ́НИЕ: ВЕЛИ́КАЯ ВЕЧЕ́РНЯ, У́ТРЕНЯ, ЧАСЫ, БОЖЕ́СТВЕННАЯ ЛИТУРГИ́Я
скачать, формат doc
скачать, формат pdf
скачать, формат rtf
скачать, формат html
 

особенности различных форматов размещенных текстов:
- файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
- файл в формате *rtf можно отредактировать под свои нужды. Адекватно открывается на компьютере. Также можно редактировать на мобильных устройствах при наличии соответствующего ПО;
- файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.
- файл в формате *html открывается в браузере. Удобен для чтения с мобильных устройств, т.к. не имеет разбивки на страницы и имеет возможность форматировать размер текста внутри экрана мобильного устройства.

 

2021-10-01  |  Print version

Commentaries


Only registered users can send comments.
Register or authorize.
2024 © The Cathedral of St. Catherine. All right reserved.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. |  Write a letter | Русская версия