Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

Небесная покровительница кубанской столицы





Карта сайта

О Cоборе > О св. Екатерине > Значение образа святой для Кубани. Публикации в СМИ > 

Небесная покровительница кубанской столицы

Вольная Кубань. № от 5 декабря 2008 г.

Жизнеописание

Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста. Родилась в Александрии в 287 году.

К 17 годам девушка получила блестящее эллинское образование и отличалась редкой красотой и умом. Юноши из самых именитых семейств империи искали ее руки, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласится выйти замуж только за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Мать святой Екатерины была тайной христианкой. Она повела девушку за советом к своему духовному отцу, святому старцу, который творил молитвенный подвиг в уединенной пещере недалеко от города. Старец выслушал святую Екатерину и сказал, что он знает Юношу, который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает, высота рода Его — неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. На прощание старец вручил святой Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках. Старец велел с верой молиться Царице Небесной, Матери Небесного Жениха, о даровании видения Ее Сына.

Через некоторое время Екатерина имела видение, после него она приняла крещение. В новом видении она перенеслась на небеса и предстала перед Иисусом Христом и Девой Марией, которая вручила ее руку своему Сыну. Иисус подарил Екатерине обручальное кольцо и назвал своей невестой. Когда девушка пробудилась от сна, на руке светилось кольцо — дар Небесного Жениха.

В то время в Александрию на пышное языческое празднество прибыл сам император Максимиан (305—313). Крики жертвенных животных, дым и смрад непрестанно пылавших жертвенников, гомон толпы на ристалищах наполняли город. Приносились и человеческие жертвы — на смерть в огне обрекали исповедников Христа.

Святая Екатерина пошла к главному жрецу — императору Макси-миану, исповедала веру в единого истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Максимиан попытался соблазнить святую Екатерину богатством и славой. Получив гневный отказ, император подверг святую жестоким мучениям, а затем бросил в темницу.

Приглашенные императором мудрецы со всей империи пытались переубедить ее, но святая Екатерина сама обратила их в христианство вместе с несколькими членами императорской семьи и представителями римской аристократии. Житие сообщает об обращении в христианство и жены императора, которая, заступившись за святую, сама была казнена.

Екатерина была подвергнута многочисленным пыткам, тюремному заключению с лишением пищи, но не переставала исповедовать себя христианкой. Одним из орудий пыток, ставшим символом святой Екатерины, были описанные в ее житии колеса с многочисленными ножами:

Прикажи устроить на одной оси четыре деревянных колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два — в левую сторону; посредине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят ее тело. Но прежде пусть только покажут эти колеса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, то пусть примет мучительную смерть.

(Из жития святой великомученицы Екатерины).

Эти колеса, согласно житию, были разрушены сошедшим с неба ангелом, который избавил Екатерину от мук. Видя упорство святой, Максимиан приказал казнить ее. Екатерине отрубили голову. По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко.

История мощей

После казни святой Екатерины тело ее исчезло. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синай, теперь носящей ее имя. Три века спустя, в середине VI века, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки святой Екатерины, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в церковь. После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространения ее культа мона-стырь к XI веку приобрел свое настоящее название — монастырь Святой Екатерины.

В алтаре монастырского кафо-ликона, базилике Преображения, в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ежедневно на определенное время верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами АПА А1КАТЕР1НА (святая Екатерина). Еще одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и всегда открыта верующим для поклонения.

Связь с Россией

Монастырь Святой Екатерины (Синайский монастырь) — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножия горы Синай (библейская Хо-рив). Насельниками монастыря являются только греки православного вероисповедания.

В 2002 году монастырский комплекс был включен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Монастырь поддерживал давние связи с Россией. В 1375 году в Москву приехал митрополит Мака-рий за милостыней для монастыря, а в 1390 году из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля (сначала в иконостас, а затем в алтарь к другим ценным иконам, полученным от восточного духовенства).

В 1558 году царь Иван Грозный направил к восточным патриархам посольство с златотканым покровом на мощи святой Екатерины в дар для Синайского монастыря. Царь писал архиепископу Синайскому: «Ты бы, отче, сам и во всем своем архиерействе и в Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях цесаревичах Иване и Феодоре, и о всем православном христианстве».

В 1687 году синайские монахи прибыли в Москву, где прожили до 1689 года. Приезд был связан с начатой в 1682 году синайским архиепископом Ананией кампанией по передаче монастыря под покровительство России. От имени царей Петра и Иоанна и царевны Софьи монахам была выдана грамота: «В призрение свое государское тое святую гору и монастырь пресвя-тыя Богородицы Неопалимый купины для единения нашея благочестивый христианские веры принять изволили». Синайские монахи покинули Россию с богатыми дарами, среди которых была серебряная рака для мощей святой Екатерины, изготовленная, согласно преданию, на деньги царевны Софьи.

Пожалуй, ни в одном городе России, да и всего мира, не было построено столько храмов во имя святой Екатерины, сколько в Петербурге. Две приходские церкви, церковь при Академии художеств, Императорском училище правоведения, училище ордена святой Екатерины («Екатерининский институт»), пять домовых церквей и целый ряд пригородных храмов были созданы во имя этой святой, не считая католической, лютеранской, армяно-григорианских церквей. Это не случайно, учитывая тот факт, что имя Екатерины носили две императрицы, небесной покровительницей которых была святая великомученица.

Петр I глубоко чтил память святой великомученицы. Ее мудрость и нравственная чистота были одинаково близки его сердцу. Не исключено, что его вторая супруга Марта Скавронская получила в православном крещении имя «Екатерина» по желанию царя. И уже совершенно не подлежит сомнению, что имя это особенно стало близко царю после того, как его будущая супруга спасла русское войско и самого Петра из турецкого окружения по время злосчастного Прутского похода 1711 года. Использовав женскую хитрость и природную щедрость, будущая супруга царя и императрица сумела убедить великого визиря выпустить русское войско из окружения на очень мягких условиях. В честь этого события Петр I уже в 1712 году учредил второй по счету орден Освобождения, вскоре переименованный в орден святой великомученицы Екатерины. Орден был женским, предназначался лишь для дам царской; королевской крови или представительниц высшей аристократии. Его главой и первой «кавалер-ственной дамой» была сама царица. Орден святой великомученицы Екатерины, таким образом, был уже третьим российским орденом. А первые награждения им были уже в царствование Екатерины I. Девиз ордена: «За любовь и Отечество».

Свято-Екатерининский кафедральный собор Краснодара

При застройке Екатеринодара основатели города предусмотрительно оставили «пустопорожними» несколько кварталов, предназначая их для строительства в будущем чего-нибудь значительного. На одном из них, между современными улицами Мира и Орджоникидзе, Коммунаров и Седина, в 1814 году была построена церковь Святой Екатерины. Инициатором ее строительства был войсковой протоиерей Кирилл Российский. В городе тогда имелись лишь Воскресенский собор в крепости и армянская церковь (находилась примерно там, где сейчас Пушкинская библиотека). Посещать собор ввиду отдаленности многим горожанам было неудобно, да он и не всегда мог вместить всех желающих.

В 1888 году е кате ри но даре кое купеческое общество по проекту архитектора В.А. Филиппова строит в древнемосковском стиле XVI века новый собор по случаю «чудесного спасения» царской семьи после крушения поезда на станции Борки, на котором августейшее семейство возвращалось после поездки на юг.

Будущий храм решил судьбу старинной церкви. Дело в том, что к тому времени стала она уже ветхой, и остановились на таком варианте: церковь святой Екатерины упразднить и на этой площади построить новый храм, один из приделов которого освятить в честь святой великомученицы Екатерины, а именовать новый храм «Екатерининским семипрестольным храмом».

Остается только напомнить, что Екатеринодар некогда получил свое имя в честь именно святой Екатерины, имя которой носила и российская императрица Екатерина II.

Более двух столетий светлый престольный праздник памяти святой великомученицы Екатерины глубоко почитался кубанскими казаками и православными жителя-. ми нашей столицы Кубани. Он олицетворяет торжество жизни и победу над трудностями и невзгодами. Символ праздника — белые розы, цветы искренности и чистоты. Ведь имя великомученицы Екатерины означает «чистая». Святая великомученица Екатерина является небесной покровительницей и заступницей всех нас.

Инна МОЧАЛОВА.


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2024 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version