Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

26.03.2013 Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы.

Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы. Осуждение его врагов и оправдание его учения было принято Церковью в XIV столетии как второе Торжество Православия.
В Салониках, так называется северный город в Греции, в храме святого Григория Паламы покоятся его честные мощи. Личность святителя Григория, архиепископа Фесалоникийского стоит в центре византийского общества XIV века. Родившись в 1296 году в большой знатной семье, святой Григорий получил в Константинополе обычное для молодых людей его круга образование, основанное на чтении Аристотеля и греческих классиков. Достигнув двадцатилетнего возраста, он принял монашество на Афоне и провел там около двух десятилетий в уединении и в подвиге Иисусовой молитвы. Он создал учение о Божественных энергиях и скончался 14 ноября 1359 года. Спустя двадцать лет Константинопольский Синод причислил его к лику святых.

 
На вопросы о значении святителя Григория Паламы и о его учении отвечает историк и писатель архимандрит Иоанн (Экономцев):
– Святитель Григорий Палама был канонизирован вскоре после его смерти и уже тогда его называли светочем Православия, по аналогии с Афанасием Александрийским, который получил имя столпа Православия. Вот какое значение придавалось ему в те времена. Личность его уникальна и весьма интересна, также как уникально и интересно то время, в которое жил святитель Григорий Палама. Это начало первой половины XIV века, страшного века вевропейской истории. Можно вспомнить столетнюю бессмысленную войну, которую вели между собой Англия и Франция, а Россия находится под игом татар. Это век чумы, истребившей треть населения Европы. Эта нестабильная обстановка должна была вызывать с одной стороны погоню за материальными благами, а с другой – ясно показывала тщету этих материальных благ. Это было время контрастов: время религиозных аскетических подвигов и каких-то жутких оргий; глубочайшей веры, святости и магии – удивительно противоречивый век. И именно в это время, естественно, должна была встать проблема взаимоотношения человека и Бога. Эта важная проблема оказалась в центре внимания святителя Григория Паламы.
Он был тогда просто иеромонахом, жил на Афоне, а все началось с того, что к нему приехал из Италии калабрийский монах Варлаам, который был интеллектуалом. Приехал он в Византию, страну учености, познакомиться с трудами ученых монахов. Посещение Афона произвело на него потрясающее впечатление, он увидел как афонские монахи занимаются молитвенным подвигом и заявляют, что во время умной молитвы, усиленной молитвы, они вступают в контакт с Богом, видят Бога, слышат Бога, постигают Бога. Это показалось монаху Варлааму безумным, Бог ведь непостижим, Бог незрим, Его невозможно увидеть, невозможно понять и постигнуть. Афонские же монахи утверждали противоположное. Григорию Паламе пришлось вступиться за них, но для этого необходимо было решить важнейший богословский вопрос: возможно ли постигать Бога или нет? Если невозможно, то Бог превращается в черную дыру и с ним не может быть никакого контакта, Бог все поглощает и ничего не отдает. И тогда, как говорит святитель Григорий Палама, можно говорить, что Бога вообще не существует.
Святитель решил эту проблему следующим образом: Да, Бог не познаваем, но непознаваем как сущность. А Бог – не только сущность, это еще и энергия. В каждом своем проявлении, каждой энергии Он присутствует полностью. Таким образом, Бог непознаваем и познаваем одновременно. Григорий Палама богословски обосновал возможность связи человека с Богом. Конечно, что он заявил, показалось Варлааму абсурдом и нелепостью. Но в этом и заключается парадоксальность христианского православного вероучения. В результате Варлаам получил сокрушающее поражение, был осужден на Соборе, уехал в Италию, став там домашним учителем греческого языка у будущего гуманиста Франческо Петрарки и вождем западноевропейского возрождения.
Вот эти исихастские споры сыграли исключительную роль и в религиозной, и культурной жизни Европы. По существу они ознаменовали раздел между двумя близкими христианскими культурами – на Западную и на Восточную.
Отец Иоанн, что такое исихазм?
– Он происходит от греческого слова исихия – молчание, тишина. Сам термин связан с образом жизни и молитвенным подвигом афонских монахов, которые в молчании предавались умной молитве, достигая тем самым великого мига слияния с Божеством. Это не простая тишина, это кричащая тишина, это прорыв человека к Богу, когда слова становятся ненужными.
– Что такое умная молитва и что нужно сделать, чтобы наши молитвы были услышаны?
– Мне как священнику часто приходится сталкиваться с этим вопросом в беседах со своими духовными чадами и прихожанами, которые говорят, что во время молитвы им не удается сосредоточиться, мысль рассеивается, убегает. В результате этого они испытывают чувство неудовлетворенности. Практика исихастов была направлена на то, чтобы помочь сосредоточению внимания на молитве, используя при этом технические приемы, связанные с задержкой дыхания и с определённой позой, которую принимали молящиеся монахи. Главный смысл заключался в том, чтобы сконцентрировать внимание, и действительно достаточно эффективно это удавалось делать настоящим подвижникам.
– Есть ли в нашей жизни настоящие молитвенники?
– Мы сейчас переживаем удивительное время, время настоящего православного ренессанса. За последние десятилетия в Церкви произошли огромные изменения. Лет десять назад в наших храмах доминировали бабушки, а сейчас мы видим молодежь, детей, интеллектуальные лица мужчин и женщин. А когда говорят мне, что это мода, я не верю этому. Меня не могут обмануть глаза верующих людей, которые находятся передо мной. Действительно, сейчас мы переживаем чудное время. И в настоящее время есть немало воистину подлинных молитвенников, которые глубоко верят и не афишируют свою веру. Есть много молодых чистых людей – изумительные люди. Я глубоко верю, что обращение цвета нации, молодежи к тем или иным идеям никогда не бывают случайными, этот факт предвещает грядущие серьезные изменения в жизни общества. Я думаю, что мы находимся на пороге серьезного возрождения России.
Я хочу пожелать всем православным верующим достойно провести время Великого поста. Использовать это время для того, чтобы осознать все грехи, которые мы совершаем. По-настоящему покаяться в этих грехах, попросить друг у друга прощения. Ведь зло, которое мы совершаем, начинает странствовать по свету и мы не знаем последствия наших злых деяний. Поэтому нужно использовать это время для духовного очищения с той целью, чтобы достойно подойти к празднику Светлого Христова Воскресения.
 

 

( печатается по материалам: litopys.net)


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2017 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version