Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

23.02.2015 Великий покаянный канон Св.Андрея Критского

 «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний?» Этими словами, дорогие отцы, братья и сёстры, обращёнными к своей собственной душе, начинаем мы чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Великим этот канон называется не только потому, что он велик по объёму, но главным образом, по великой силе покаянного чувства, заключённой в нём.

 Удивительно, что святитель Андрей епископ Критский, чья святая душа исторгла этот покаянный плач, а творческий гений облёк его в совершенную форму, сам лично, казалось бы, и не нуждался в покаянии: ещё совсем юным, на 14 году жизни он удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель святого Саввы Освящённого, где стал известен кротостью, умом и строгостью жизни. Обращает на себя внимание один чудесный факт из его жизни: до семилетнего возраста он был немым, но после приобщения Святых Таин получил дар слова. Поистине, это был Божественный дар, который святой приумножил многократно, и плодами этого дара Церковь щедро питает своих чад и по сей день.

Какую обильную трапезу для души предлагает нам ныне Церковь Божия! Это настоящий духовный пир! Глубоко содержательные, умилительные и пронзительно покаянные великопостные службы призваны разбудить и напитать самую заблудшую, голодную несчастную душу.

Нередко приходится слышать от невоцерковлённых людей, что когда они иногда заходят в храм, то с ними случается нечто странное – они вдруг начинают плакать. Причём, зачастую это происходит с людьми вовсе не страдающими плаксивой сентиментальностью. Назвать эти слёзы покаянным плачем тоже нельзя, потому что никаких значимых изменений в жизни этих людей после этого не происходит. Душа их оживает в храме и плачет, как измученное голодом дитя, если бы она могла умереть, то давно умерла бы от полного истощения. Но она бессмертна и заявляет о том, что она жива этими слезами. Но если ей не давать той пищи, которая ей свойственна и естественна для неё, т.е. лишать её молитвенного общения с Богом, то она, подобно брошенному, беспризорному ребёнку, пойдёт искать себе пищу где попало, пищу вредную, отравленную; если не напоять её словом Божественной Истины, то она станет пить сивуху мудрости мира сего. Лишённая естественных условий существования и развития, такая душа подобна уродливой, злобной, грязной, спившейся карлице, потерявшей всякое человеческое достоинство. Такая душа, если и окажется случайно в храме Божием, уже не плачет, но с ужасом бежит из него.

Однако, нам известны случаи, когда и такой, казалось бы, безнадёжно изуродованной душе Господь даёт величайший дар покаяния. Наиболее ярким примером восстания с самого дна греховного падения и восхождения на высочайшие вершины святости служит нам равноангельное житие преподобной Марии Египетской. Не случайно Церковь во время чтения Великого Покаянного канона молитвенно обращается именно к этой святой. Начало её духовной жизни, её покаяние и обращение было столь ярким, что этой решимости хватило на почти полувековую жизнь в подвиге, превышающем естественные человеческие силы. Это блестящий и важный пример для нашего времени, когда всё чаще можно услышать призывы к тому, что Церковь призвана воцерковить без разбора все сферы человеческой деятельности, и новый идол – идол толерантности ко греху всё настойчивей требует поклонения себе. Быть ревностным православным христианином, непримиримым ко греху, считается у нас дурным тоном. Мы уверены, что «всё нам позволительно», забывая о том, что «не всё полезно» и «ничто не должно обладать нами»(I Кор.6.12;10.23). Мы все одержимы самым опасным видом страха – страхом оказаться смешными.

 Происходя от гордости, этот страх убивает холодом самые первые ростки покаяния. Душа быстро усваивает уроки толерантности, и, не оставляя старых привычек, стремится поудобней устроиться за вечерей Христа. Именно про такую душу, осмелившуюся явиться на брачный пир Владыки Христа в небрачной одежде, Господь говорит, что связанная по рукам и ногам она будет ввержена во тьму кромешную, где «будет плач и скрежет зубов»(Мф.22.11-13). «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо одного будет ненавидеть, а другого любить», - говорит нам Господь. В христианстве никогда не было и не может быть никакой толерантности в отношении к греху. Необходимо решительно отказаться от всех старых греховных привычек. Привыкая ко греху, душа не может сразу почувствовать вкус истины. Сначала её нужно перестать кормить и поить отравой, чтобы она просто проголодалась, затем начать давать «словесное молоко», как говорит святой апостол Павел, и только потом переводить её на «твёрдую пищу»(Евр.5,12). Преподобной Марии Египетской потребовалось 17 лет, чтобы изгнать из своей души всякое воспоминание о прежней греховной жизни. Как с лютым зверем боролась она сама с собой: порочная душа вопила, требуя мяса и вина, глумилась, вспоминая греховные песни. Но непреклонная воля подвижницы стяжала такую благодать, которая совершенно преобразила её несчастную душу, соделав её прекраснее ангелов, выше душ подвижников, сохранивших чистоту и целомудрие и с юности подвизавшихся в монашеском подвиге, тех, которые не нуждались в покаянии, но всё ближе и ближе приближаясь к Богу, горько плакали о своей нечистоте, называя свою душу «окаянной», «злейшей всех», «лукавнейшей», «рассвирепевшей». А те, кто бежит от света Божественной любви во мрак неведения, не видят в этом мраке, во что превращается их душа, но беспечно заявляют ей: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись»(Лк.12,19).

Так вот, дорогие отцы, братья и сёстры, читаемый ныне в Церкви Великий Покаянный канон настойчиво и многократно призывает нас не подражать этим, последним, но уподобляться святым в их непрестанном покаянном плаче. Сейчас для этого самая благоприятная пора. Святой апостол Павел, обращаясь к самым образованным и учёнейшим людям своего времени в Афинском Ареопаге, говорил им: « …оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться». На это учёные мужи ответили ему: «об этом послушаем тебя в другое время»(Деян.17.30,32). У нас с вами нет другого времени, потому что именно сейчас для нас самая благодатная пора – «лето Господне благоприятно»(Ис.61,1-2,Лк.4,19), именно сейчас с особой силой звучат для нас сказанные со властью слова святого апостола Петра: «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грехи ваши»(Деян.3,19). Итак, вместе со святым Андреем епископом Критским воскликнем словами Великого канона: «Пощади, пощади, Господи, создание Твое, …очисти мя, отрини бремя от мене тяжкое греховное… Не вниди со мною в суд…, но в щедротах Твоих презирая моя лютая, спаси мя, Всесильне». Аминь. 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2017 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version