Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

10.12.2012 Мир ждет 21 декабря 2012 г. конец света?

Сегодня в Церкви не принято говорить о конце света, но человека эта тема волнует. Повод к такому  взгляду дает  современная жизнь,множество запальчивых разговоров в обществе.
 В передаче «Слово пастыря», вышедшей в эфир 17 сентября 2011 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы телезрителей о грядущем конце света и Божием замысле о мире и человеке.

«Ваше Святейшество! Вы как-то сказали, что наше время — апокалиптическое. Простите за дерзость, но я недавно подумал, что апокалипсис тянется уже 2 000 лет. Тянется, тянется, но всему приходит конец — этому нас также учит Библия. Как жить в свете такого будущего?» Из письма Леонида Иванова, Челябинск.

-Вы правильно сказали, Леонид, что апокалипсис длится 2 000 лет. Но вообще, если присмотреться к человеческой истории, он длится на протяжении всей истории — только не собственно апокалипсис, а угроза апокалипсиса. Давайте порассуждаем о том, в каком случае человеческая история может завершиться именно апокалипсисом.

Апокалипсис предполагает такое завершение истории, которое связано с торжеством мирового зла, когда зло тотально подчинит себе жизнь всего человеческого рода. Вот тогда и наступит конец. А, собственно говоря, почему должен наступить конец, когда зло будет тотально господствовать в мире? Разве уже сегодня нет злых людей, которые возглавляют учреждения, или находятся во власти, или обладают огромными материальными средствами и влияют на трудовые коллективы, на общественные группы, даже, может быть, на целые общества? Все это имеет место — а апокалипсис не наступает. Дело в том, что пока существует добро и пока добра в мире больше, чем зла, то система, именуемая человеческим родом, остается жизнеспособной. Зло нежизнеспособно, это очень важно понять. В основе зла — диавол, а диавол — не источник жизни, диавол — источник смерти. Поэтому каждое зло, хотя и имеет разной степени влияние на человека, на окружающий мир, но в этом влиянии — семена смерти. Если зло не остановить, не пресечь, не локализовать, оно начинает распространяться, захватывая все большее и большее пространство, и в границах этого пространства развивается бацилла смерти.

Для того чтобы это доказать, достаточно упомянуть библейские сюжеты. Ведь грех, который был потоплен всемирным потопом, — это не что иное, как распространение бациллы смерти. Почему нужно было потопить погибавший род человеческий? Для того чтобы истребить эту бациллу, потому что если бы Бог не смыл грех с лица земли потопом, то сам этот грех, само это зло уничтожило бы людей и, может быть, окружающий мир. Бог уничтожает зло потопом, но оставляет праведников для того, чтобы началась новая жизнь. Мы хорошо знаем и о других примерах из Библии, например о разрушении Вавилонской башни, и знаем случаи из истории, когда Бог, вмешиваясь в исторический процесс, чудом избавлял мир от тотального зла. Последний самый яркий пример такого рода — это Вторая мировая война, и эти примеры можно продолжать.

Почему Бог это делает? Потому что Он оставляет людям возможность покаяния, изменения жизни — чтобы сохранилось и умножилось добро. Еще раз повторю: пока добра больше, чем зла, мир существует. Как только эта пропорция нарушится, у зла не будет никаких преград, и оно будет расширяться и умножаться до тех пор, пока не захватит весь род человеческий и не лишит человечество способности к жизни. Собственно говоря, смерть ведь является апогеем зла. Действительно, не останавливай преступника на мелочи, на какой-нибудь мелкой краже, потакай преступлению, и он обязательно дойдет до самой крайности, а крайностью является смерть, убийство, уничтожение.

То, что происходило на протяжении истории, многим казалось предвестником или началом апокалипсиса. Эти примеры тоже хорошо известны. Так, русским людям нашествие Наполеона представлялось как начало апокалипсиса, потому что Наполеон проповедовал идеи, полностью разрушающие нравственную и духовную основу Русского мира, православной цивилизации. Как замечательно эта идея представлена в увертюре «1812 год» Чайковского, когда мелодии, отражающие русский, православный дух и богоборческий дух иноземцев, сталкиваются в непримиримой войне, и побеждает Россия! Людям казалось, что мир на грани катастрофы. А разве не казалось нашему народу несомненным началом апокалипсиса то, что произошло после революции? Разрушение храмов, святынь, издевательство над национальным чувством, распад страны, разрушение нравственных основ семьи, общества, государства — люди называли это самым страшным из всего того, что пришлось пережить нашему Отечеству, и многим казалось, что это конец. Но ведь конца не произошло! Даже из той бездны падения народ наш, в условиях установленного революцией политического режима, стал подниматься и даже духовно укрепляться — конечно, с переменным успехом, но нравственная основа жизни нашего народа не была разрушена. В конце концов, победа в Великой Отечественной войне стала результатом сохранения этих сильных нравственных основ национальной жизни.

Вот и сейчас некоторым кажется, что наступает апокалипсис. Зло буйствует, господствует, грех побеждает, захватывая души, особенно молодых людей. Но на самом деле апокалипсис пока не наступает. Мы почувствуем его дыхание в тот момент, когда зло будет тотально господствовать в нашем обществе или во всем роде человеческом. Но, говоря так, мы не должны быть людьми наивными. В любой момент могут начаться необратимые процессы. Вот почему человек, сохраняющий чувство нравственной ответственности, должен постоянно быть начеку. Мы должны контролировать самих себя, чтобы внутри нас зло не стало тотальным господином. Мы должны контролировать пространство вокруг нас — в первую очередь семью. Мы должны заботиться о нравственном состоянии общества и бить тревогу, если принимаются неправильные законы, подталкивающие к тому, чтобы зло умножалось и захватывало души человеческие. Мы должны организовывать некую оборону вокруг бастионов добра, чтобы не позволить злу захватить пространство нашей национальной жизни, а если говорить о большем, то пространство жизни всего человеческого рода.

Замечательные слова Достоевского «Диавол с Богом борется, а поле битвы — сердце человеческое», имеют прямое отношение к тому, о чем мы сегодня говорим. Ужас и холод Апокалипсиса прикасаются в первую очередь к нашим сердцам — там начинается трагедия. Но если мы будем способны противостоять злу внутри самих себя и вокруг себя, то Господь будет вновь приклонять к нам милость, как Он приклонял ее на протяжении всей истории человеческого рода, давая людям возможность изменить себя и мир к лучшему.

 (печатается по материалам: patriarhia.ru)


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2017 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version