Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

19.01.2011 Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 (6) января — Богоявление, или Крещение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — Вспоминается как Господь на 30 году Своей жизни, пред выходом на Свое общественное служение человеческому роду, принял крещение от Иоанна в реке Иордане. Дух Святой сошел на Него в виде голубя, а Бог Отец голосом с неба засвидетельствовал о Нем, как о Своем Возлюбленном Сыне. В древности в Навечерие Богоявления совершалось крещение оглашенных, а так как крещение есть духовное просвещение, то самый праздник этот именуется иногда в Типиконе «Просвещением».

 

Начало празднования Богоявления относится ко времени древней Церкви. О нем упоминается и в «Постановлениях Апостольских». Сначала Крещение и Рождество праздновались совместно 19 (6) января, а выделение праздника Рождества Христова и перенесение его празднования на 7 января (25 декабря) произошло в IV веке.

 

Канун праздника, 18 (5) января, называется навечерием Богоявления и еще сочельником. В сочельник Богоявления, как и в сочельник Рождества Христова, предписывается Церковью строгий пост (принятие пищи разрешается один раз после освящения воды). Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды.

 

Воспоминание Иорданского события Церковь усугубляет особым обрядом великого освящения воды. Православная Церковь издревле совершает великое освящение воды как в навечерие, так и в самый праздник. Благодать освящения воды подается одна и та же - как в навечерие, так и в самый день Богоявления. В навечерие совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество водное, а также и крещения оглашенных, которое совершалось в древности в этот день; в самый же праздник освящение воды совершается собственно в воспоминание Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник берет свое начало в  Иерусалимской Церкви, и в IV-V веках совершалось лишь в ней одной. Там был обычай выходить на реку Иордан для совершения водосвятия в честь воспоминания о Крещении Спасителя. Потому, если в навечерие водоосвящение совершается в храмах, то в самый праздник водоосвящение обычно совершается на реках, источниках и колодцах ("хождение на Иордан"), ибо Христос крестился вне храма.

 

Богоявленская вода, освященная  в праздник Крещения, называется в Православной Церкви великой агиасмой - великой святыней (по гречески — αγιασμα). К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится: "О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавление (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа". "О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на всяку пользу изрядну (сильную )..."     В этих прошениях на ектении и в последующей молитве священника Церковь свидетельствует о тех многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою "черплющим и причащающимся" этой святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в беседе на Крещение (беседа 37-я) говорил св. Иоанн Златоуст: "Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, но почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника" (см.: также Типикон, 5 января).

Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачество; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Св. Причащения. С этой водой и Крестом священнослу­жители в праздник Богоявления посещали раньше жилища своих прихожан, окропляли их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой святыни в крещенский сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушения пищи по Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Минея и Типикон, под 5 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи: "не добре творят". "Но вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных тел наших: очищение же (ДЛЯ очищения) от сих пием без сомнения сию святую воду" (Типикон, 6 января, "зри").

 

После отпуста вечерни или литургии совершается Чин прославления праздника: посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство, певчие поют тропарь и на "Слава, и ныне" - кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения - Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются к Кресту и священник окропляет каждого св. водой. На следующий день после праздника Богоявления празднуется Собор святого Иоанна Предтечи ("Собор" на уставном языке означает собрание верующих в храме на "торжественное бдение" в память святого).

Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и неделей по Просвещении. В эти дни читаются особые Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику.

Попразднство Богоявления бывает 8 дней, и отдание совершается 27 (14) января.

 

[По материалам: Архимандрит Иоанн (Маслов). Конспект по Литургике. Загорск Лавра, Академия1984 г.]


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2017 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version