Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

14.09.2012 14 сентября- начало индикта.

Сентябрьский новый год был одним из основополагающих моментов в усвоении христианской веры и жизни по вере. Власть над человеком связана с властью над его временем, поэтому всякое новое мышление, или политическая сила, стремящиеся установить свой порядок в жизни народа, не обходят вниманием вопроса о календаре, стремясь его либо изменить, либо приспособить к своему мировоззрению. Между тем, временные рамки, вносимые календарем, его ритм могут быть либо разрушительными для человека, убивающими его телесную и духовную природу, или же, спасительными, соответствующими этой природе. Могут способствовать и разъединению людей, и, наоборот, их сплочению. Искало свой календарь христианство, опираясь на древний еврейский календарь, на свой опыт откровений, испытаний, искало из стремления быть в постоянном молитвенном общении с Богом и святыми Его, в благодатном водительстве Святого Духа. Задача религии связывать, согласуя все стороны жизни в единое целое, а потому церковный календарь необычайно важен, так как связывает человека с миром и Богом. Церковный календарь - икона, развернутая во времени, непрерываемое молитвословие и Богослужение. А знамения, которые мы видим и видели: схождение Благодатного Огня в Великую Субботу, игра солнца на Пасху и многие другие подтверждают истинность Юлианского календаря, на котором зиждется существование Русской Православной Церкви.

Новолетие в церковном календаре торжественно именуется началом индикта. Готовые праздновать гражданский Новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мусульманами, буддистами, конфуцианцами и иудеями, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год. Каждое 1 сентября, а по Григорианскому календарю – 14 сентября для Русской Православной Церкви и всех «иже в ней» православных христиан открывается «вход лета нового» - начинается новый год. Эту традицию Церковь удерживает с XIY – XY веков, когда на Руси вместе с постепенным преображением языческого мироощущения в христианское, происходила и смена мартовского начала года на сентябрьское. 1 сентября сменило привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Императора Константина Великого - дань гражданской византийской традиции. Любопытно, что учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1-го сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума, что сохранило рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум».

Священник Роман Ледин рассказывает о новолетии: «Индикт – слово латинское, которое ввел император Август Октавиан в Римской империи в первом веке до Рождества Христова. И переводится оно как "объявление, назначение, налог". Это понятие было введено с целью сбора добровольного налога с граждан, а индиктион – это срок, длившийся пятнадцать лет, разделялся на три части по пять лет. И в первую пятилетку налог платили железом и медью – на оружие, щиты; во вторую пятилетку – платили серебром на монеты, а в третью пятилетку налог платили золотом на украшение божеств, идолов. В наш христианский календарь это слово попало по наследию из Римской Империи, когда император Константин стал Императором всей Римской Империи, а праздник новолетия был установлен Святыми отцами на Первом Вселенском Соборе в 325 году в Никее. Для новолетия был выбран сентябрь – начало священного года у евреев. Мы знаем, что у нас есть два новых года – 1 января и 14 января, есть в сентябре – индикт, и в марте – 1 марта раньше начинался новый год. И это путает людей. На Руси церковный год начинался 1 сентября, как постановил Вселенский Собор в 325 году, но Петр I новый год перенес на 1 января, которое падало на праздник святителя Василия Великого и Обрезание Господня. В 1700 году отпраздновали два новых года и в сентябре, и в январе, а потом уже праздновали Новый год 1 января (гражданский). Владимир Ильич приснопамятный ввел в обиход западный образец нового стиля Григорианского календаря Декретом о времени, как и Петр I, который равнялся на Запад. И после революции получилось, что Церковь празднует новолетие 1 сентября, где положен торжественный молебен, а новый год, учрежденный богоборческой властью, празднуется в Рождественском посту, и 14 января празднуется тоже, когда отдается дань старой традиции – гражданскому новолетию.

Православная Церковь, единственная, сохраняет Юлианский календарь, живет по старому стилю, Греческая Церковь - новостильная, Пасху греки празднуют по Юлианскому календарю, а остальные праздники - по Григорианскому. Юлианский календарь назван по имени императора Юлия Цезаря, который в 45 году до Рождества Христова ввел этот календарь (календы – начало) в употребление в Римской Империи на основе египетского. В Древнем мире у каждой цивилизации был свой календарь: у египтян, у персов, у иудеев и др. А в 1582 году папа Григорий XIII вводит новый календарь, названный по его имени – Григорианский. Григорий XIII - сильная личность, властный человек, известный своей борьбой с протестантизмом, вдохновитель Варфоломеевской ночи. Разница Юлианского и Григорианского календаря в тринадцати днях, но эти календари различны в принципе. Юлианский календарь ориентирован на сидерический год (движение солнце относительно звезд), а Григорианский календарь ориентирован на тропический год, то есть на положение солнца относительно земли. Святые отцы на Первом Вселенском Соборе выбрали Юлианский календарь, ориентированный на небо, а не Григорианский, ориентированный на землю еще и потому, что, когда пришел Спаситель, Римская империя пользовалась именно Юлианским календарем, то есть этот календарь освящен приходом Спасителя. И на первом Вселенском Соборе Святые отцы, обсуждая время празднования Пасхи, составили Пасхалию, которой Православная Церковь пользуется и доныне, ориентированную на Юлианский календарь, где крайне важно праздновать православную Пасху после иудейской и никогда – в один день, что в Григорианской Пасхалии не выдерживается».

 

(печатается по материалам издания-"Русская хронология")


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2017 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version