Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

06.01.2012 История и значение праздника Рождества Христова

25-го декабря (7 января по новому стилю) Православной Церковью празднуется Рождество Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. В этот день вспоминается рождение Господа нашего Иисуса Христа от Пречистой и Безневестной Матери Девы Марии, бывшее в 5508 г. от сотворения мира, в царствование римского императора Августа в Вифлееме Иудейском. В тот год проводилась всенародная перепись и каждый должен был записаться в том городе, где родился. Дева Мария со своим обручником старцем Иосифом пришли из Назарета, где они жили, в родной Вифлеем. По причине множества народа в городе не было мест для ночлега и они вынуждены были разместиться в пещере, куда пастухи на зиму загоняли скот. Там и родился Спаситель мира и был положен в яслях.
Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. Первоначально Рождество и Богоявление составляли единый праздник - Богоявление, который относился собственно к Крещению Спасителя. Основной целью установления праздника было воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Внешним же условием установления праздника явилась необходимость противостояния лжеучениям гностиков, увлекавших христиан в ересь красивыми богослужениями на праздник Крещения, который они установили раньше Православной Церкви. Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая ту мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Для укрепления этого догмата, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день - 6 января, под общим названием Богоявления.

Исторически точная дата Рождества Христова неизвестна. Епископ Вениамин (Милов) отмечает, что празднование этого события 6 января связано с таинственным пониманием соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам - Христос, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам - в шестой, которому соответствовало 6 января, первого месяца года.
 

Праздник Рождества Христова был отделен от Крещения сначала в Римской Церкви - в 1-й пол. IV в. при папе Юлии. Перенесение праздника на 25 декабря было обусловлено необходимостью вытеснения языческого культа солнца, т.к. у римлян на 25 декабря приходился праздник зимнего солнцеворота. Языческое поклонение солнцу было заменено христианским поклонением Рождеству истинного Солнца Правды, Света мира, Спасения людей, Победителя смерти. Кроме того, согласно отцам Церкви III - IV вв. (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж. Августин), 25-е декабря исторически более всего соответствует дню рождения Господа Иисуса Христа. В Восточной Церкви Празднование Рождества Христова 25 декабря было введено во 2-й пол. IV в. сначала в Константинопольской Церкви благодаря стараниям св. Иоанна Златоуста, затем на всем православном Востоке. Минеи VII-VIII вв. уже содержат службы Рождеству в целом виде. В XI-XII вв. на Востоке служба, посвященная Рождеству Христову, принимает такой вид в изменяющихся ее частях, как и современная служба. В числе ее составителей в основном песнотворцы VI - IX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на "Господи, воззвах" и стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), Косма Маиумский (канон) и другие.

Первоначальное единство праздников Рождества и Крещения Господа сохранилось в литургическом оформлении. Богослужения этих дней совершенно симметричны: они имеют по пять дней предпразднства. имеют особый день предпразднства, последний день перед праздником - это навечерие Рождества и навечерие Богоявления, или сочельник. Это дни строгого поста и, кроме того, - совершенно особого богослужения, устав которого опять же тождественен для обоих праздников. Попразднство Рождества короче, чем Богоявления, но только за счет появления праздника Обрезания.
Связь Рождества и Богоявления и в том, что дни этих праздников соединены святками - святыми днями, которые можно в чем-то сравнить со Светлой седмицей: нет поста, но браковенчание, например, в этот период не совершается. Это - праздничные дни целиком посвященные Богу.

Праздник Рождества Христова — самый важный по значению из всех двунадесятых праздников и является вторым после Светлого Христова Воскресения, т.к. именно с Рождества начинается исполнение обетований Божиих о нашем спасении. В древних Типиконах он так и называется «Пасхой». Близость этих событий Церковь выражает в предпраздничном посте, который по продолжительности равен посту святой Четыредесятницы, и поэтому называется "малой Четыредесятницей" (правда на Рождественский пост мягче устав в пище). Кроме того, для повечерий 5 дней предпразднства Рождества Уставом назначены особые каноны - симметричные канонам, которые поются на Страстной, на утрени со Вторника до Субботы, а так же в дни предпразднства Рождества (с небольшими изменениями). По мнению архиепископа Иоанна (Маслова) в этих песнопениях отражена основная богословская мысль о том, что воплощение Слова Божия, будучи Его "истощанием" (кенозисом), Его уничижением, явилось для Него своего рода Крестом, первым Крестом, может быть, не менее легким, чем Крест последний, т.е. распятие.

Сам смысл сочельника (дня накануне Рождества) отсылает нас к событиям Великой Субботы. Дело в том, что «сочельник» происходит от слова «сочиво», а эта пища для вкушения положена Уставом в дни памяти мучеников и других святых и в дни поминовения усопших. В рождественский сочельник, следовательно, сочиво, или коливо, вкушается в честь Того, Которому по рождении волхвы принесли свои дары, и в Котором прозрели явившегося Спасителя мира, имеющего по смерти три дня пребыть Своим Пречистым телом во гробе и со славою воскреснуть из мертвых. Спаситель пришел на землю, родился на ней для спасения людей Своими страданиями и крестной смертью. Поэтому в сочельник полагается на церковных службах, петь ирмосы, подобнее ирмосам Великой Субботы: "Волною морскою...".

Рождеству предшествует Неделя свв. праотец, и затем Неделя свв. отец. В эти дни вспоминаются те, кто не приняли исполнения обетования, но своим ожиданием Спасителя образовали непрерывную цепь ожидающих Мессию. Церковь устами своих гимнографов так говорит о них: "Праотцев собор, празднолюбцы, приидите, псаломски да восхвалим". "Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама и Иакова, по законе Моисея, и Аарона, Иисуса, и Самуила, и Давида, с ними же Исаию и Иеремию, Иезекииля и Даниила, и дванадесять вкупе (имеются в виду малые пророки), Илию, Елиссея и всех, Захарию и Крестителя, и проповедавшия Христа, жизнь и воскресение рода нашего."

Тропарь праздника Рождеству Христову (глас 4-й): "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи: слава Тебе!"
( в переводе на русский язык - "Рождение Твое, Христос Бог наш, озарило мир светом знания (богопознания), ибо во время его (т.е. рождения) служащие звездам (звездочеты) были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи, слава Тебе").
Кондак праздника (глас З-й): "Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо превечный Бог".
Этот текст построен таким образом, чтобы через совмещение несовместимого в разумном понимании (дева – рождает, рождается – превосходящий всякое существо; Тот, Кем создана сама земля – принимает от земли вертеп местом Своего рождения) указать человеку на чудо, открываемое только верующему сердцу.
Величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии".
 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2017 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version