Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

13.08.2012 16-19 августа 2012 года Предстоятель Русской Церкви совершит визит в Польшу.

Митрополит Волоколамский Иларион: "Россияне и поляки должны двигаться навстречу друг другу как христиане и родственники".


16-19 августа 2012 года Предстоятель Русской Церкви совершит визит в Польшу. О значении первого в истории визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в пределы Польской Православной Церкви в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

— Одним из центральных событий визита Патриарха Кирилла в Польшу станет подписание совместно с главой Католической Церкви в этой стране архиепископом Юзефом Михаликом документа о примирении народов россиян и поляков. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом документе.
— Мы глубоко убеждены в том, что отношения между народами России и Польши, которые в истории неоднократно омрачались ненавистью, войнами и враждой, могут и должны быть улучшены. Это не требование политической конъюнктуры, а вызов времени. В условиях, когда христианское наследие Европы подвергается ревизии, когда традиционные ценности ставятся под вопрос адептами политкорректности и воинствующего секуляризма, христиане призваны сообща отстаивать свои представления о добродетели и справедливости. Руководствуясь этим подходом, мы начали братский диалог с католиками Польши, итогом которого должно стать подписание документа о примирении народов обеих стран. Процесс подготовки проекта занял достаточно много времени, но взаимопонимание по многим вопросам уже найдено.Содержание документа исключает политические построения. Его текст опирается на христианские представления о грехе и прощении, без следования которым примирение наших народов может стать пустым звуком. Мы обратимся к людям России и Польши, которые понимают, что путь поиска правых и виноватых, гордыня и высокомерие противоречат христианской совести. Призывая русских и поляков к дружбе и братской любви, мы верим, что примирение достижимо в опоре на искреннюю веру и благодаря помощи Божьей, освящающей всякое доброе начинание.
— Могут ли сегодня Церкви обеих стран реально содействовать укреплению отношений россиян и поляков?
— Христианство на протяжении многих веков является доминирующей религией в России и Польше, оно в значительной степени определяет систему ценностей и образ жизни в наших странах. Большинство россиян духовно окормляются Русской Православной Церковью, а подавляющая часть поляков — Польской Католической Церковью. Это обстоятельство требует от наших Церквей включенности в общественную жизнь. Ведь люди видят в Церкви авторитетную силу, хотят слышать ее мнение по самому широкому кругу вопросов.
Русские и поляки имеют многовековую общую историю. Мы вышли из одной славянской семьи, живем по соседству, исповедуем христианскую веру. Наши отношения не всегда были отмечены поступательным развитием, были в них тяжелые и драматические моменты. К сожалению, именно последние эпизоды доминируют в нашей исторической памяти, становятся объектом повышенного внимания некоторых общественных сил и журналистов. Я глубоко убежден в ошибочности этой тенденции. Мы как родственники и христиане должны двигаться навстречу друг другу с открытым сердцем.Именно такому встречному движению могут способствовать религиозные общины. Церковь не подвержена конъюнктуре, не выражает интересы какой-либо политической группы. Она неизменна в своем призвании — неустанной проповеди евангельских истин, завещанных Иисусом Христом. А идеалы, заложенные в Священном Писании, близки любому человеку доброй воли, вне зависимости от того, верующий он или нет. Это мир, любовь, взаимопрощение. Церковь, используя имеющиеся у нее ресурсы — пастырскую миссию и социальное служение, способствует тому, чтобы упомянутые категории определяли отношения между людьми и народами.
Московский Патриархат и Католическая Церковь Польши уже сделали конкретные шаги для того, чтобы помочь упрочению российско-польских связей. В первую очередь я имею в виду уже упомянутое обращение к народам России и Польши, подготовленное нашими Церквами. Этот документ выражает наш общий христианский подход к российско-польским отношениям.
— Польша — один из главных оплотов католичества в Европе. Можно ли расценивать Патриарший визит в эту страну и как некий сигнал Ватикану, в том числе в контексте обсуждения перспектив встречи Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси?
— Святейший Патриарх посещает Польшу, прежде всего, по приглашению Блаженнейшего Митрополита Саввы, Предстоятеля Польской Православной Церкви, совершая, таким образом, братский визит в другую Поместную Православную Церковь.Тем не менее, важным обстоятельством в данном случае является и тот факт, что Польша по преимуществу католическая страна, большинство ее населения принадлежит к Католической Церкви. Данный аспект, конечно, придает Патриаршему визиту особый характер, тем более что это вообще первое в истории посещение Польши Предстоятелем Русской Православной Церкви. И, как известно, Его Святейшество встретится с президиумом Конференции католических епископов Польши и вместе с ее председателем архиепископом Юзефом Михаликом подпишет совместное послание народам России и Польши.Можно сказать, что Патриарший визит в Польшу призван содействовать развитию диалога с Римско-Католической Церковью этой страны и примирению российского и польского народов, знавших в прошлом тяжелые периоды взаимной вражды и непонимания.
— Как Вы оцениваете шаги Польши по отстаиванию христианских корней Европы?
— Нам хорошо известно, что членство в Европейском Союзе подчас связано с политическим давлением со стороны руководящих органов данной организации. Зачастую под лозунгами свободы, равенства и недискриминации европейские институты пытаются продвигать модели поведения, не совместимые с христианскими представлениями о нравственности. Самый наглядный пример — вопрос легализации браков представителей сексуальных меньшинств. Многие государства ЕС уже уравняли традиционную семью с противным человеческой природе сожительством людей одного пола. С помощью европейского влияния так называемое антидискриминационное законодательство продавлено в Молдавии. Надеемся, что Польша сможет отстоять свои представления о традиционных ценностях в рамках Европейского Союза. Озабоченности Польши понятны многим православным верующим в России, которые готовы сотрудничать с польскими консервативными организациями уже сейчас.
— Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве Московского Патриархата с Католической и Православной Церквами Польши.
— Контакты между Московским Патриархатом и представителями Римско-Католической Церкви Польши имеют долгую историю. Среди польских епископов есть искренние друзья Русской Православной Церкви, как, например, бывший архиепископ Варшавский и примас Польши кардинал Юзеф Глемп, неоднократно посещавший Россию и встречавшийся со Святейшими Патриархами Алексием II и Кириллом. Несомненно, большим стимулом для развития отношений между двумя Церквами послужит визит Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу. Католическая Церковь Польши отстаивает традиционные христианские ценности в своей стране и в Европе в целом. Достаточно сказать, что усилиями иерархов этой Церкви в 1993 году в Польше законодательно были введены значительные ограничения на аборты. Польша, таким образом, представляет собой уникальный пример европейской страны, в которой политика контроля рождаемости развивалась в сторону ужесточения, а не либерализации, как в других странах Евросоюза.
Позиции Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Польши по актуальным вопросам современности, таким как личная нравственность и социальная этика, биоэтика, этика научного исследования и некоторым другим, являются очень близкими, что дает возможность двум нашим Церквам развивать сотрудничество, совместно свидетельствуя о христианской традиции в Европе. Я бы сказал, что современная ситуация, в которой оказались европейские страны в результате секуляризации, превращает эту возможность в настоятельную необходимость.
Русская и Польская Православные Церкви поддерживают тесные братские отношения. У нас общая история, общие обычаи, общие взгляды. В большинстве приходов Польской Православной Церкви богослужение совершается на церковнославянском языке, как и у нас.
Предстоятель Польской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва много раз посещал пределы Русской Православной Церкви. В частности, он лично участвовал в торжествах по случаю интронизации Святейшего Патриарха Кирилла 1 февраля 2009 года. Митрополит Савва принимал участие и во встрече Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в ноябре прошлого года в Москве.
Делегации Русской и Польской Православных Церквей сообща трудятся на межправославных мероприятиях, исходят из общих позиций в богословском диалоге с инославием, в том числе с Римо-Католической Церковью.
Иерархи Польской Православной Церкви тоже нередко посещают Московский Патриархат. Так, в международных богословских конференциях, проводимых Синодальной библейско-богословской комиссией, неоднократно принимал участие архиепископ Вроцлавский и Щецинский Иеремия. Архиепископ Люблинско-Холмский Авель особенно часто посещает Россию и Украину. В том числе, владыка приезжает во Влахернский монастырь под Дмитровом, где покоятся мощи преподобноисповедницы Параскевы (Матиешиной), которая провела юность в монастыре на территории современной Польши. Частицы мощей святых, земной путь которых был связан с Польшей, в том числе и преподобноисповедницы Параскевы, не раз по ходатайству архиепископа Авеля передавались в дар для поклонения верующим в православные храмы Польши. Это тоже свидетельство нашего близкого родства.
Обмен студентами между духовными школами Русской и Польской Церквей имеет давние традиции, ведь многие польские иерархи проходили обучение в Московской и Ленинградской духовных академиях. В Русской Церкви также имеются архиереи и клирики, в разное время учившиеся в Христианской богословской академии в Варшаве.
Обучение в Православной духовной семинарии в Варшаве проводится на русском языке, что создает предпосылки для тесных контактов со студентами и богословами из Русской Православной Церкви. В 2008 году святыни Русской Церкви посетила группа из двадцати молодых богословов из Польши, а в мае 2011 года в ходе моего визита в Польшу мне довелось посетить Варшавскую духовную семинарию и встретиться с ее студентами.
В Польской Православной Церкви очень хорошо налажена работа с молодежью. Действует Братство православной молодежи Польши, одним из важнейших направлений которого является организация православных молодежных паломничеств. Члены братства традиционно участвуют в паломнических поездках к святыням Русской Церкви, ежегодно осуществляемых в рамках международного съезда «Содружество православной молодежи».
Храмы и монастыри Польши ежегодно посещают паломники из стран Московского Патриархата. Так, в декабре 2011 года поклониться святыням Польской Православной Церкви прибыла паломническая группа из ста человек во главе с архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием и епископом Пензенским и Кузнецким Вениамином.
Сотрудничество наших Церквей охватывает самые разные стороны церковной жизни, так что рассказать о всех его аспектах в рамках короткого интервью невозможно.

 

(печатается по материалам: patriarhia.ru)


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2017 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version