Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

16.03.2012 Старинная книга

14 марта в 11.00 в Большом зале административного корпуса при Свято-Екатерининском кафедральном Соборе состоялся праздник, посвященный Дню православной книги. В Малом зале была подготовлена выставка «Книжная культура Древней Руси».

Ко всем собравшимся обратился с напутственным словом настоятель Свято-Екатерининского Собора протоиерей Игорь Олжабаев.

Впервые в мероприятиях нашего Собора приняли участие сотрудники Краснодарской краевой библиотеки им. А.С.Пушкина: заведующая отделом по связям с общественностью и массовой работе Е.О.Захарова, главный библиотекарь отдела литературы по искусству В.П.Гугнина и создатель всех презентаций, оператор И.В.Гузик. Наряду с демонстрацией слайдов и показом редких экземпляров православных изданий, они сделали интересные доклады не только об истории создания первых книг, но и о появлении первых библиотек на Руси. Приведем наиболее запомнившиеся моменты. В середине двадцатого века известный академик Д.С.Лихачев писал:
«У нас бытовало мнение, будто монастыри были рассадниками мракобесия. Но кто же переписывал книги? Кто вводил новые системы хозяйствования, скажем, на Соловках? Кто выводил новые сорта плодов? Проблемами генетики и селекции именно в монастырях занимались еще в Древней Руси! Ведь было известно около трехсот сортов яблок! Я уж не говорю об эстетике — эстетике церковного пения, эстетике церковного слова, живописи, архитектуры, которой мы сейчас восхищаемся и которая всегда была на высочайшем уровне. На все это нельзя закрывать глаза».

Здесь уместно вспомнить монолог Пимена из исторической поэмы «Борис Годунов»:

Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно.
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно.....
Но близок день, лампада догорает –
Еще одно последнее сказанье».

Известно, что книгописание на Руси в XI – XIV в.в. было безусловной прерогативой церкви. Сама церковь нуждалась во все возрастающем количестве богослужебных книг: библиях, евангелиях, псалтырях, часословах и др. Поэтому списывание "книг святых" считалось делом богоугодным. Переписывали книги писцы. В большинстве случаев они копировали тексты и рисунки с какого-либо оригинала, но могло иметь место и письмо под диктовку. Исключение составляли авторы-писцы. Перепись книги была очень трудоемкой и длительной работой. Причем делать ее без должного благоговения считалось величайшим грехом. Вот и приступал к делу писец со страхом и трепетом. Сохранились записи с указанием начала и окончания работы над книгой. Например, Остромирово евангелие, считающееся самой древней русской рукописной книгой, дошедшей до нас, было переписано за 7 месяцев (с октября 1056 г. по май 1057 г.). В книге 294 листка, значит переписывалось около 1,5 листков в день.

В целом ряде записей писцы сообщают, что они работают над книгой вечером или даже ночью: "Уже нощь, вельми темно". Извиняясь за допущенные ошибки, переписчики ссылаются на "дремание". Возможно, книги писались этими людьми в свободное от основных занятий время.
До XIV в. материалом для страниц рукописных книг служил пергамен.

Типографии и печатание книг – были необходимостью. Но, как и в любом новом деле, не обошлось без врагов. Книгопечатание на Руси было встречено в штыки и считалось, что священная книга должна быть только рукописной. Слово же печатное признавалось происками лукавого. Царь принимал активное участие в организации первой типографии. Как писал сам Иван Федоров: «царь повелел устроить дом от своей казны, где бы печатному делу строиться». Для этого дела было отведено место на Никольском крестце. Во главе типографии стал Иван Федоров – наиболее способный мастер первой московской печатни. Это решение царя – закономерный результат политики централизации, усиленно проводимой им во всех областях политической, экономической и культурной жизни Московской Руси.

19 апреля 1563 года Иван Федоров вместе со своим другом и помощником Петром Тимофеевым Мстиславцем, с благословения митрополита Макария, начали печатать «Апостол». 1 марта 1564 года первая, точно датированная московская книга вышла в свет. В конце ее помещено послесловие (история выпуска этой книги). Второй книгой государственной типографии был «Часовник», выпущенный в 1565 году.

В настоящее время известны двенадцать печатных изданий Ивана Федорова – памятники русского типографского искусства. Отлитые Федоровым шрифты прекрасно читаются, заставки, концовки, заглавные буквицы отличаются удивительной тонкостью работы. Специально для библии были изготовлены небольшие узкие заставки и концовки с растительным орнаментом, а также много крупных белых инициалов на черном фоне. В книге множество мелких украшений, составленных из декоративных литых звездочек, розеток, листьев, ягод, ангельских головок. Печать – двухцветная. Все они сопровождаются издательским знаком самого первопечатника – инициалами «И. Ф.». Отличительная особенность книг Федорова – наличие в них авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком от имени печатника. В них содержится история создания его книг, биографические сведения об авторе-издателе.
Об этом и многом другом из истории книгопечатания Руси поведали нам сотрудники Краснодарской краевой библиотеки имени А.С.Пушкина.

Прихожане Собора и студенты Кубанского колледжа культуры, экономики и права остались под большим впечатлением от увиденного и услышанного.
День православной книги – воистину дань нашим предкам, стоявшим у истоков древнерусской культуры.

фото Михаила Степанкова
фото Михаила Степанкова
фото Михаила Степанкова
фото Михаила Степанкова
фото Михаила Степанкова
фото Михаила Степанкова
фото Михаила Степанкова
фото Михаила Степанкова
фото Михаила Степанкова
фото Михаила Степанкова
фото Михаила Степанкова
фото Михаила Степанкова

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2017 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version