Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

16.08.2011 Преображение Господне

Преображение Господне празднует Православная Церковь 19 августа (6 августа по ст.ст.)
Праздник Преображения Господня отмечает переломное событие Евангельской истории – явление Христа во Славе трем своим ближайшим ученикам, завершившее период проповеди и открывшее путь на Голгофу. Это событие подробно описано в синоптических Евангелиях (Мф.17:1-8, Мк.9:2-9, Лк.9:28-36).

Праздник Преображения существовал уже в IV веке, о чем свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста. Начало же его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. В VIII веке свв. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны на этот праздник, которыми Православная Церковь прославляет событие и в настоящее время.

Хотя прямых указаний евангелистов о времени Преображения нет, по церковному преданию оно произошло за 40 дней до страстей. Празднуется же Преображение Господне 6 (19) августа. Есть предположение, что этот день был выбран, чтобы воспрепятствовать празднованию летнего языческого каппадокийского праздника «вартувария», но нельзя не признать, что помещение его за 40 дней до двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 (27) сентября) и через неделю после праздника Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1 (14) августа) не результат совпадения, а составляет вместе с ними особую последовательность праздников в память Креста.
 

С другой стороны последовательность праздников церковного года Рождество – Вознесение – Преображение позволяет прочувствовать, что Преображение есть праздник прославления и обожения нашей человеческой природы, что является конечным моментом, целью нашего Спасения, исполненного Спасителем, то есть этот праздник выражает вершину и центр христологии. Но в Преображении мы празднуем не только “преображение Спасителем нашего смешения и отдание первейшего достояния нетления” (5 августа, утро, на 2 кафизме, седален, гл. 4), не только то, что “Спаситель Адамово пременив очерневшее естество” (6 августа, малая вечерня, стих. на стих., гл. 2) тем показал нам будущее состояние наших прославленных телес после Суда и воскресения, но и тем, что на всю тварь распространил Он значение Преображения “(Просвещается тварь ясно Твоим Преображением, Христе...”).

И это отражено в особенности богослужения праздника – в чине освящения «гроздия» (винограда) в конце литургии с особой молитвой. Обычай освящать плоды - древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апостольском правиле. Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых - колосья и виноград- приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем мысль выражается и в самой молитве, читаемой над "гроздием". Это позволяет логически перейти ко второй теме праздника – Кресту и спасительным Крестным Страданиям.
В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».

 Освящение плодов 6 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.

Связанной с темой Креста особенностью богослужения является то, что от первого августа до Преображения, на самый день Преображения и в день отдания, поется катавасия Воздвижения: «Крест начертав Моисей...» но в дни попразднства и до отдания Преображения поется катавасия Преображения: «Лицы израильтестии». В остальном богослужение Преображения имеет те же особенности, что и другие Двунадесятые Господские праздники. То, что Преображение празднуется на Успенском посту, сказывается на характере служб – хотя пост по вкушаемой пище очень строгий, но его богослужения более праздничные, чем должны могли бы быть, благодаря периоду празднования Преображения.

В Евангельском рассказе о Преображении неразрывно сплелось явление Божественного нетварного Света, преображающего тварь и предстоящие Страсти Христовы. Господь показал апостолам Свою Славу («сколько могут вместить»), чтобы они, видя Его распятым, уразумели, что это "страдание вольное." Об этом говорится в Кондаке праздника: На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Эти же темы – явления ученикам Божественного Света и прошение о явлении Его и всем верующим – содержаться в тропаре праздника: Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

Величание праздника «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение» подчеркивает жизнедарующую силу явленного в Преображении Божественного Света и одновременно – преображение человеческой плоти в богочеловеческой природе Христа.
 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2017 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version