Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

14.04.2011 В преддверии Страстной седмицы. В ожидании Пасхальной радости

На вопросы газеты «Вольная Кубань» отвечает штатный священник Свято-Екатерининского кафедрального Собора и преподаватель Екатеринодарской Духовной Семинарии, руководитель миссионерской практики ЕДС иерей Максим Ханов.

 

- Почему в православии считается, что прежде чем вступить в Праздник Праздников – Пасху, человеку нужно пройти Великий пост? Разве нельзя праздновать Пасху без «изнурительного» 48-дневного поста?
- Воспринимать пост как изнурительную диету – это в корне неверно. Эти 40 дней поста и 7 дней Страстной седмицы – наша попытка приблизиться к Христу - стать чище, легче и душой, и физически, сбросить с себя всю лишнюю тяжесть, которая мешает воспринимать мир в свете евангельской любви. Неслучайно Спаситель перед выходом на Свое служение проводит 40 дней в пустыне. Это время испытаний. Сегодняшние христиане испытывают себя подобно Христу. А пост и молитва – являются инструментами этой внутренней работы. При этом пост – это не только внешнее воздержание от мяса и молока, это воздержание внутреннее - от озлобления, осуждения, стремления к материальному. А молитва – не только чтение молитвослова и посещение церковных служб, это очищение сердца покаянием и исправление себя. И только соединенные вместе - пост и молитва - как два крыла – могут поднять птицу нашей души в небо и дать ей ощущение полета. Это и есть суть подготовки – готовность очиститься от бремени тяжких привычек, непрощенных обид, равнодушия и стать более восприимчивым. В православной традиции это время поста называют весной души, когда расцветают добродетели, появляются новые зеленые побеги. Только так по-весеннему - чисто и радостно - можно полноценно принять Пасхальную радость, осознать все торжество, все ликование небес.

 

- Что понимается под словом Пасха? Действительно ли происхождение этого слова, как и праздника в целом, имеет свое начало в Иудее? «Пейсах» - что в переводе с древне еврейского означает: проходите мимо? Что имели в виду иудеи, и какой смысл вкладываем в это слово мы - христиане?
- Само слово «Пасха» имеет древние корни. Глагольная форма этого слова - «пасах» означает «щадить, проходить мимо». Именно об этом идет речь в 12 главе книги «Исход», когда Господь повелевает Своему народу совершить «пасху», суть которой заключалась в заклании непорочного агнца и помазании его кровью дверных косяков в тех домах, в которых проживали еврейские семьи Древнего Египта. В назначенный срок, ночью ангел Божий поразил всех первенцев Египта – это была последняя и самая страшная казнь, после которой фараон должен был отпустить евреев в Землю Обетованную. «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь – сказал Господь – и увижу кровь и пройду мимо вас» (Быт.12:13). После казни евреи действительно были отпущены и вышли из земли рабства. С тех пор ежегодно в один и тот же день еврейский народ празднует пасху как избавление от чужеземного гнета. Согласно единодушному мнению святых отцов, Пасха в Ветхом Завете стала прообразом Пасхи Новозаветной, когда Господь Иисус Христос – непорочный Агнец, добровольно принес себя в Жертву, а искупленные Его святой кровью и приобщающиеся Его подвигу – христиане, освобождаются от рабства греху и освобождаются от плена страстей и пороков. Путь этих избранных от греховного мира лежит через горнило испытаний в Обетованное Отечество на Небе.


- Не могли бы вы напомнить нашим читателям, что происходило с Иисусом Христом в последние дни его человеческой жизни?
 - Прежде чем знакомиться с хронологией событий, напомним, что каждый земной шаг Спасителя – это не только события, это символические послания. Событиям Страстной седмицы предшествует воскрешение праведного Лазаря. Лазарь был другом Спасителя, братом Марфы и Марии. В тот момент, когда свершилось чудо, Лазарь был мертв 4 дня. Небывалое воскрешение Иисус Христос совершает не столько для укрепления веры учеников, но для прочих иудеев. Одни из свидетелей восторжествовали и приветствовали Его как царя на следующий день, когда Господь входил в Иерусалим. Простые люди бросали Ему под ноги свои одежды, пальмовые ветви, хотя ехал он не на коне, как было принято для высокопоставленных особ, а на простом осленке, символом безропотности и простоты. «Осанна в вышних! Слава сыну Давидову!» - восклицали они. Иные из простых иудеев ожесточились сердцем и донесли о воскрешении Лазаря фарисеям. Для первосвященников, книжников и фарисеев, то есть для общества ученого, обличенного властью, эта народная любовь к Христу была опасностью. Но это признание в народе было внешним: они ждали царя, но владыку земного, который бы освободил народ иудейский от давления римской оккупации.

Первым действием Христа в Иерусалиме было выдворение торговцев из храма. Три дня Он активно проповедует в притчах, где образно раскрывает путь спасения и путь погибели. На горе Елеонской Он открывает своим ученикам судьбы мира, говорит о последних днях человеческой истории.

Третий день – среда – день предательства одного из учеников, Иуды. За 30 серебряников, за цену раба, он обещает фарисеям выдать своего Учителя. С того момента он ждал удобного случая совершить предательство.

День четвертый – четверг – день Тайной Вечери. Прежде совместной трапезы Господь Иисус Христос умывает ноги своим ученикам, подавая пример любви, пример служения. По обычаю, который существовал у иудеев, перед вечерей полагалось умывать ноги. Это обычно делал слуга, обходя всех гостей с умывальницей и полотенцем. Но ученики уже возлегли для трапезы. Никто из них не исполнил эту службу для Спасителя и своих братьев. Они даже стали спорить о том, кто из них должен почитаться большим. Видя это, Господь Иисус Христос Сам явил пример бесконечного смирения и любви. Он прошёл этот путь до конца и взошёл на Крест. Мало кто из живущих в то время людей поверит в то, что поруганный и распятый человек — Всемогущий Бог. Но уже накануне этих событий Господь готовит учеников к испытанию их веры, показывая Своим примером, что сила Божия заключается, прежде всего, в жертвенной любви и служении ближнему.

Во время трапезы Господь устанавливает Таинство Причастия. Он символически говорит о Своей жертве. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: "сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание". Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: "пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов".

Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: "Сие творите в Моё воспоминание". Отныне и до конца времён христианская Церковь за каждой Божественной Литургией совершает Таинство Евхаристии — величайшее таинство соединения верующих со Христом. Каждый раз, приходя на Литургию, мы оказываемся на Тайной Вечери, где Господь преподаёт нам Свои Тело и Кровь. Причащаясь Его Святых Таин, мы приобщаемся Божественной любви, приобщаемся Самого Божества…

Именно в тот день в беседе после вечери человечеству была дана главная заповедь любви. Как часто мы забываем о том, что Бог есть Любовь. Спаситель заповедал нам: «Да любите друг друга;…Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,34-35). Но исполняем ли мы главную заповедь Того, чьим Именем себя называем? Это центральный вопрос для нас во время Великого поста перед встречей с Воскресением.

Из сионской горницы Спаситель отправляется за пределы Иерусалима в Гефсиманский сад. Господь желал уединения, чтобы в молитве к Своему Отцу Небесному излить Своё сердце. Оставив большую часть учеников у входа в сад, трёх из них — Петра, Иакова и Иоанна — Христос взял с Cобой. Эти апостолы были с Сыном Божиим на Фаворе и видели Его во славе. Теперь свидетели Преображения Господня должны были стать свидетелями Его душевных страданий. Отойдя немного в сторону, Господь стал молиться, говоря: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты". Ещё дважды Господь отходил от учеников в глубину сада и повторял ту же молитву. В это самое время появилась толпа людей с мечами и кольями. Они были посланы первосвященниками и книжниками, чтобы схватить Иисуса, и, видимо, ожидали серьёзного сопротивления. Впереди вооружённых людей шёл Иуда.

Ученики в страхе разбегаются. Спасителя берут под стражу, ведут на суд к первосвященнику Каиафе, лжесвидетельствуют на него, затем ведут к Пилату, подвергают оскорблениям. Пилат предлагает иудеям отпустить Иисуса, но иудеи требуют страшной позорной казни.
Казнь через распятие на кресте была на Востоке самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Так в древности казнили только отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Кроме нестерпимой боли и удушья, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. По приговору синедриона, утверждённому римским прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, Господь Иисус Христос, Сын Божий, был осуждён на распятие.

Чаша страданий Богочеловека Христа была велика. Смерть для Него как Сына Божия была противоестественна Его Божественной природе. Именно поэтому Его страдания превосходили все страдания на земле. Иисус громко воскликнул: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" Это переживание богооставленности было самым страшным мучением для Сына Божия.
Сын Божий умер на Кресте. И земля содрогнулась. Солнце померкло. Завеса в храме, закрывавшая Святое Святых, раздралась надвое, тем самым отверзая людям вход в закрытое дотоле Царство Небесное. Все жители Иудеи были объяты страхом. Ученики скрылись. И лишь преисполненное Божественной любви сердце Матери Божией выдержало все испытания. Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов до конца предстояли перед Крестом.
«На Крест ведет безумная ненависть, а снимает с Креста святая Любовь. В то время, когда зависть ликует, самонадеянность отрекается, ум малодушествует, трусость умывает руки, а невежество глумиться, на Кресте распинается, а у Креста сораспинается Любовь. Только Она оказывается сильнее страха, выше сомнений, мудрее разума», - говорится в проповеди нашего современника иеромонаха Питирима (Творогова).


-  Что произошло с со Спасителем, с человечеством, с миром после нисхождения Его в ад? И что имеется в виду, когда говорится об «искупительной жертве»?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить первые страницы жизни человечества. Сотворение первых людей, жизнь в Раю в согласии с Богом, соблазн, непослушание Богу-Отцу, отпадение, изгнание из Рая. Что же происходит после? Изменяется человеческая природа. Вместе с грехом происходит отпадение от Бога. Человек теряет цельность и становится смертным. После своего недоверия Богу люди попадают под власть диавола. И как следствие – после смерти весь человеческий род отправлялся в ад. Бог-Отец обещал послать на землю Месссию, Спасителя, Искупителя. Много поколений ожидали Его. И вот пришел Христос . Его жертва – за все человечество – за тех, кто жил до Него, за Своих современников, за тех, кто будет жить на земле после Него. Своей Божественной кровью Он выкупил весь людской род у диавола. Каждый из нас куплен непостижимо дорогой ценой. Это необходимо осознавать каждому христианину не умозрительно, а в своей повседневности. Если мы игнорируем смерть на Кресте, то мы отрекаемся от своего спасения.
Христос пришел для того чтобы избавить всех людей от рабства греха, от ада. Он принес Свое Божественное учение – как жить на земле так, чтобы быть достойным войти в Царство Отца. Вот почему мы называем искупительной жертвой крестную смерть Господа Иисуса Христа, а Голгофу – всемирным жертвенником.

После физической смерти на Кресте, когда телом Спаситель находился в гробе, душой Он сошел в ад. В пасхальном песнопении мы поем: «Смертью смерть поправ» , то есть Христос Своей смертью уничтожил смерть. Он разрушил цепи ада и вывел праведников в Рай. Интересно, что первым вошел в рай разбойник, который принес покаяние в своих грехах. Это изменило всю человеческую историю. Теперь нет смерти. Есть смерть греха. А после смерти праведников ждет Жизнь.

-  Считается, что если Благодатный огонь в Иерусалиме не зажжется, то это значит, что наступил конец света. Согласна ли Русская Православная Церковь с этим утверждением?
Да, действительно такое пророчество есть. И не только в лоне Русской Православной Церкви, но во всей полноте Вселенской Православной Церкви. Одним из предзнаменований наступления последних времен и воцарения антихриста будет отсутствие Благодатного огня в Великую Субботу.

- Действительно ли, что именно православным патриархам в Иерусалиме после возгорания Благодатного огня свыше дается право исцелить кого-нибудь из страждущих?

 - Об этом нет упоминаний ни в официальных источниках, ни в церковной среде. Но при этом есть сведения, что при схождении Благодатного огня бывают случаи исцелений среди пришедших в Великую Субботу людей – без особенных ритуалов и участия патриарха. Однако важно подчеркнуть, что исцеление само по себе не является самоцелью. Значимо исцеление болезней души, переосмысление своей жизни, осознание своих промахов (ведь значение греческого слова «грех» - промах!) и изменение своей личности, соединение со Христом. Вот это спасение для человечества и для каждого в отдельности.
 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2017 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version