Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

10.05.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии во 3-ю неделю по Пасхе, святых жен-мироносиц, которая состоится 12 мая

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии во 3-ю неделю по Пасхе, святых жен-мироносиц, которая состоится 12 мая 2019 года.

Источник: https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-svyatyh-zhen-mironosic.php


"Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: "Господь мой и Бог мой", и уже ничто не могло разлучить их с Господом. Мироносицы и апостолы - образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассужденияБез чувства жизнь не жизнь; без рассуждения - жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое."
Святитель Феофан Затворник

 

"Вспоминая святых жен-мироносиц, с благодарностью вспомним наших женщин-христианок, несущих невидимый, иногда внешне незаметный, но важный труд, без которого никакие иные труды не могут быть успешными. Вспомним и помолимся о «тайных учениках» Господа, которые по каким-то причинам еще не могут быть учениками явными, но и в тайне своей совершают добрые дела и ревностное служение Господу. Пусть память о святых женах-мироносицах и о тайных учениках Спасителя всех нас умудрит и поможет нам со вниманием и любовью, и с признательностью относиться ко всем, кто видимо и невидимо служит делу Божию."
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - краткое описание жития жен-мироносиц: святой равноапостольной Марии Магдалины, святых Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы, Марии, Сусанны;
     - синаксарь в неделю третью по Пасце, святых жен мироносиц (церковнославянский текст (транслитерация) и современный перевод);
     - проповедь святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкий) в Неделю жен-мироносиц 1958 г.;
     - святитель Игнатий (Брянчанинов). Поучение в неделю жен-мироносиц. О мертвости духа человеческого;
     - особенности богослужения в неделю жен-мироносиц;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводовСвященного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Григорий Двоеслов, Игнатий Брянчанинов, Николай Сербский, преподобный Иоанн Дамаскин, блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Аверкий (Таушев), библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Марка (Мк. 15:43-47 - 16:1-8).

 


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

 

   - имя "Иосиф" - значит "приношение", а "Аримафей" - "возьми оное". Будем же и мы, по примеру Иосифа, всегда прилагать усердие к добродетели и взимать оное, то есть истинное благо;

     - да сподобимся принять и Тело Иисусово посредством Причащения и положить оное в гробе, иссеченном из камня, то есть в душе, твердо памятующей и не забывающей Бога;

     - если мы хотим, чтобы Господь воскрес в нас, мы должны содержать Его в чистом теле своем. Ибо чистая плащаница означает чистое тело. Тело нечистое от лукавых страстей и похотей – не то место, где Господь воскресает и живет;

     - подвиг Иосифа и Никодима: сколь дивный пример всем любящим Господа! И сколь ужасный укор тем священникам и мирянам, кои, стыдясь мира, с небрежением и без любви подходят к святой чаше, дабы принять в себя пречистое и животворящее тело и пречистую и животворящую кровь Господа, и при том воскресшего и живаго Господа!

     - забота жен-мироносиц об умершем Господе является как делом любви к Божественному Учителю, так, вероятно, и делом долга, налагаемого человечностью по отношению к страдальцу за правду;

     - какая разница между этими женами и Евою! Они из любви спешат быть послушными и мертвому Господу, в то время как Ева не хотела быть послушной и живому. Они послушны на Голгофе, на месте преступления, крови и злобы, а Ева – непослушна в Раю!

     - жены-мироносицы пришли рано (зело заутра) и таким образом исполнились слова пророка: «взойдет Солнце правды» (Мал.4:2). Как Солнце правды сияло прежде солнца сотворенного при первом сотворении мира, так и ныне, при втором сотворении, при обновлении мира, Оно воссияло над историей человеческой, прежде нежели солнце физическое засияло над природою земной;

     - в древние времена людьми почитаема была суббота, однако Господь перенес празднование субботы на День Господень. Пока не пришел Учитель, действовали установления детоводителя. Когда же пришел Учитель, детоводитель сделался не нужен, и когда взошло солнце, светильник перестал освещать;

     - гроб – наше сердцеБыло сердце храмом; соделалось оно гробом. В него входит Христос посредством таинства Крещения, чтоб обитать в нас и действовать из нас. Тогда сердце освящается в храм Богу. Мы отнимаем у Христа возможность к действованию, оживляя нашего ветхого человека, действуя постоянно по влечению нашей падшей воли, нашего отравленного лжею разума. Христос, введенный Крещением, продолжает пребывать в нас, но как бы изъязвленный и умерщвленный нашим поведением. Нерукотворенный храм Божий превращается в тесный и темный гроб...;

     - ко входу к гробу приваливается камень «велий зело». Враги Божии приставляют ко гробу стражу, скрепляют печатью отверстие, замкнутое камнем, припечатывая камень к скале, чтоб, кроме тяжести, знаменательная печать воспрещала прикасаться к камню. Враги Божии сами наблюдают за сохранением умерщвления! Они обдумали и установили все препятствия, чтоб предупредить воскресение, воспрепятствовать ему, соделать его невозможным;

     - камень – это недуг души, которым хранятся в неприкосновенности все прочие недуги и который святые отцы называют нечувствием. Что это за грех? Долговременная нерадивая жизнь среди постоянного развлечения, среди постоянных произвольных согрешений, при забвении о Боге, о вечности, при невнимании или при внимании самом поверхностном заповедям и учению Евангелия отнимает у нашего духа сочувствие к духовным предметам, умерщвляет его по отношению к ним. Существуя, они перестают существовать для него, потому что жизнь его для них прекратилась: все силы его направлены к одному вещественному, временному, суетному, греховному;

     - слова Матфея о том, что ангел Божий сидел на камне, отваленном от двери гроба, и Марка, что ангел был внутри во гробе, нисколько не противоречат друг другу. Женщины могли сперва увидеть ангела на камне, а затем услышать его глас внутри во гробе. Ибо ангел не есть нечто телесное и с трудом перемещающееся: во мгновение ока он может появиться, где хочет;

     - Господь воскрес тридневен. Как насчитываются три дня? В восьмом часу пятка был распят; с этого до девятого - тьма: это считай у меня за ночь; затем от девятого часа - свет: это день, - вот сутки: ночь и день. Далее, ночь пятка и день субботы - вторые сутки. Опять же ночь субботы и утро дня Господня, означенное у Матфея: "во едину от суббот, на рассвете", ибо утро принимается во счете за целый день, - вот третьи сутки;

     - и иначе можешь насчитать три дня: в пятницу Господь предал дух, это - один день; в субботу был во гробе, это - другой день; ночью Господнего дня воскрес, но от своей части и день Господень считается за иной день, так что вот и три дня;

     - иной способ для того, как насчитать три дня и три ночи. В четверг вечером Господь совершил вечерю и говорил ученикам: "Приимите, ядите тело Мое". Так как Он имел власть положить душу Свою по Своей воле, то ясно, что тогда же Он и заклал Себя, как преподавал Своим ученикам тело, ибо никто не ест чего-либо, если прежде не было заколото. Считай же: вечером Он преподал тело Свое, та ночь и день пятницы до шестого часа - вот одни сутки; потом, от шестого часа до девятого - тьма, а с девятого - до вечера опять свет, - вот и вторые сутки; опять ночь по пятке и день субботы, - вот и третьи сутки; в субботу же ночью Господь воскрес: это - трое полных суток;

     - мы поклоняемся изображению честного и животворящего креста, даже если он сделан из иного, чем дерево, вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но изображение как символ Христа. Ибо, давая завещание Своим ученикам, Он говорил: "Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе" (Мф. 24:30), разумея крест;

     - много христов и иисусов, но один Распятый. Ангел не сказал женам: «пронзенного копьем», но распятого. Поэтому должно поклоняться знамению Христову, ибо где будет знамение, там будет и Он Сам. Веществу же, из которого состоит знак креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, нам не подобает поклоняться;

     - бессмертное воинство ангельское смерть Христова удивила более, нежели Его Воскресение. Смертных людей – наоборот;

     - Матфей, описывая явление Ангела, говорит: "бе зрак его яко молния, и одеяние его бело яко снег" (Мф. 28:3). Ибо в молнии выражается ужас, а в снеге - прохлада белизны. Поскольку же Всемогущий Бог и страшен для грешников, и милостив для праведных, то Ангел, свидетель воскресения Его, справедливо является и в молниевидном зраке, и в белом одеянии для того, чтобы самым видом своим и нечестивых устрашить, и благочестивых обрадовать;

     - Иисус на латинском языке значит salutaris "спасительный", т.е. Спаситель. Но поскольку в то время многие могли называться Иисусами, - не по существу, а по имени, - то, чтобы сказать ясно, о каком Иисусе он сказал, Ангел присовокупляет: Назарянина. А затем тотчас присовокупляется и причина: распятаго. Потом (Ангел) прибавил: "воста, несть зде". Здесь говорится о присутствии плоти, а отнюдь не о присутствии Божества;

     - женщины воспринимают истину, добро и благодать непосредственно, всем существом своим, и прежде всего сердцем своим воспринимают они истину. А мужчины не так: они воспринимают истину не иначе как уверившись в ней умом своим;

     - Господь, соделавшись человеком, явился во плоти, благоволил умереть волей, воскрес могуществом, и примером показал то, что обещал нам в награду. Но, может быть, кто-либо скажет: по праву воскрес Тот, Кто, будучи Богом, не мог быть удержан смертью. Следовательно, к вразумлению нашего неведения, к подкреплению нашей слабости Он не хотел подать нам пример Своего воскресения. Один Он умер в то время; один Он, впрочем, и воскрес неподражаемо. Поскольку написано: "многа телеса усопших Святых восташа" (Мф. 27:52), то уничтожены все возражения неверия. Ибо никто не говори, будто человек не может для себя надеяться того, что Богочеловек проявил в Своей плоти. Вот мы читаем, что с Богом воскресли люди и не сомневаемся, что они были люди чистые. Итак, если мы члены нашего Искупителя, то должны ожидать совершения в нас того, что верно совершилось в Главе. Если мы многое отвергаем, то должны для себя, как последних членов, надеяться того, что слышали о высших Его членах;

     - приходит на память то, что буйные иудеи говорили Распятому Сыну Божию: "аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со креста, и веруем в Него" (Мф. 27:42). Если бы Он сошел тогда со Креста, уступая именно буйству, то не проявил бы для нас добродетели терпения. Но Он обождал немного, - перенес безчестия, выдержал насмешки, сохранил терпение, распространил удивление; и Тот, Кто не хотел сойти со Креста, воскрес из гроба. Итак, более значило - воскреснуть из гроба, нежели сойти со Креста. Более значило - попрать смерть воскресением, нежели сохранить жизнь сошествием со Креста;

     - вот так завершилось это утреннее воскресное посещение женами-мироносицами гроба Христова. Бедные их ароматы, коими они хотели сохранить от тления Того, Кто Собою сохраняет от тления небо, и коими они хотели облагоухать Того, от Коего небо благоухает! О благоуханный Господи, единое благовоние человеческого существа и человеческой истории, сколь дивно Ты вознаградил сии преданные и верные души, которые не забыли Тебя и мертвого во гробе! Из мироносиц сделал Ты их благовестницами Твоего Воскресения и Твоей славы! Не они помазали Твое мертвое тело, но Ты помазал их живые души елеем радости.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - почему Пилат удивился, узнав, что Иисус умер?
     - новый гроб, и при том запечатанный, тяжелый камень, приваленный к двери гроба, стража у гроба – что все это означает?
     - вы спросите: почему же Провидение попустило, чтобы эти благочестивые жены были так горько разочарованы? Чтобы, купив драгоценное миро и со страхом придя после темной и бессонной ночи ко гробу, они не свершили сего поступка любви, для коего стольким пожертвовали? Но разве Провидение не вознаградило их труд несравненно богаче, даровав им вместо мертвого тела живаго Господа?
     - почему в это время не было стерегущих гроб воинов?
     - почему ангел говорит так определенно"Иисуса ищете Назарянина, распятого?"
     - почему ангел посылает женщин сообщить эту радостную новость всем апостолам и именно Петру?
     - почему ангел после общего наименования учеников, именно Петра называет по имени?
     - почему Господь наш Иисус Христос первым по воскресении явился не апостолам Своим, а именно им: женам-мироносицам?


    Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Восходящее солнце служит прекрасным образом благословений, даруемых нам воскресением Господа;
     - Воскресение Господа нашего Иисуса Христа проливает свет на наше собственное состояние по смерти;
     - Что составляют для нас слова ангела, сказанные женам мироносицам при гробе Иисуса Христа;
     - Что такое для христианина праздник воскресения Иисуса Христа?
     - Чем доказывается бессмертие человеческой души;
     - О посещении могил усопших;
     - С каким чувством мы должны взирать на могилы наших усопших;
     - Повеление воскресшего Господа своим проповедникам: Идите, скажите;
     - Вера христианская, утешенная при гробе воскресшего Спасителя;
     - Несомненное спасение верующих исповедников воскресшего Господа;
     - Благовестие ангела из отверстого гроба Господня: Он воскрес, Его нет здесь.


Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 3 мая 2009 г. в Неделю 3-ю по Пасхе, в день памяти святых жен-мироносиц, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     В нашей жизни очень много людей ― чаще всего это женщины ― которые несут на себе незримый труд. Кто знает, что происходит в доме, что там за работа, что нужно сделать, сколь велик этот труд? Обычно семью оценивают по тому, что делает муж, какое положение он занимает, какие великие дела он совершает, а труд жены, труд сестер, труд матерей, труд близких людей ― как бы на втором плане, он незаметен. Но ведь на самом деле, если бы не было такого труда, то не было бы и никаких других великих трудов. Уж если Господу и апостолам нужны были мироносицы, чтобы совершать свое служение, кольми паче этот труд нужен всем нам, особенно же тем, кто не имеет возможности выполнять необходимую в быту работу, делая все, чтобы другой труд был успешен.
     Если почитание святых жен-мироносиц учит нас внимательному и благодарному отношению к тем, кто творит безымянный труд, если пример жен-мироносиц заставляет нас с благодарностью и уважением относиться к любому труду, то пример тайных учеников учит нас воздерживаться от осуждения. Мы иногда с легкостью осуждаем людей, судим их за то, что вот, мол, не верят в Бога. Но никому не дано знать того, что происходит в глубине человеческого сердца. И сегодня существуют «тайные ученики» Господа, которые по разным причинам и по разным обстоятельствам не готовы еще открыто просить Тела у Пилата, не готовы еще открыто отождествить себя с учениками Спасителя, но которые незримо, но действенно помогают Господу в Его спасительном служении среди нашего народа.
     Вспоминая святых жен-мироносиц, с благодарностью вспомним наших женщин-христианок, несущих невидимый, иногда внешне незаметный, но важный труд, без которого никакие иные труды не могут быть успешными. Вспомним и помолимся о «тайных учениках» Господа, которые по каким-то причинам еще не могут быть учениками явными, но и в тайне своей совершают добрые дела и ревностное служение Господу. Пусть память о святых женах-мироносицах и о тайных учениках Спасителя всех нас умудрит и поможет нам со вниманием и любовью, и с признательностью относиться ко всем, кто видимо и невидимо служит делу Божию.


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 12 мая 2019 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Ссылка https://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-svyatyh-zhen-mironosic.php

Файлы для печати высокого разрешения:

в формате jpg:

https://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_120519_1.jpg

https://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_120519_2.jpg

в формате pdf:

https://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_120519_1.pdf

https://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_120519_2.pdf

Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2019 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version