Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

03.05.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии во 2-ю неделю по Пасхе, апостола Фомы, которая состоится 5 мая

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии во 2-ю неделю по Пасхе, апостола Фомы, которая состоится 5 мая 2019 года.

Источник: https://bogoslov-kubansobor.ru/antipaskha.php


       В субботу завершается Светлая седмица, закрываются врата иконостаса и нам раздают артос. Но празднование Воскресения Христова не закончилось: чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается, хотя и с меньшей торжественностью, еще 32 дня, т. е. до праздника Вознесения Господня. Каждая неделя от Пасхи до Пятидесятницы (Дня Святой Троицы) посвящена воспоминанию определенного события евангельской и древнехристианской истории, – события, которое и сообщает этой неделе особое наименование в церковном календаре.

       Полное официальное название этого дня:
Неде́ля Антипа́схи, е́же есть осяза́ние свята́го сла́внаго апо́стола Фомы́
     При этом др.-греч. Αντίπασχα происходит от др.-греч. ἀντι- — приставка со значением подобия + др.-греч. πάσχα — Пасха.

       На Литургии читается Евангелие от Иоанна (20 глава). Первую часть этого чтения мы уже слышали во время Пасхальной вечерни, и в нем прозвучали слова недоверия и сомнения. Сегодня они еще раз повторяются, а затем следует на них «ответ» и укоризненные слова Иисуса Христа апостолу Фоме:

«Ты поверил потому, что Меня увидел? Блаженны (счастливы) не видевшие и поверившие!» Евангелие от Иоанна, 20:29

Разумеется, эти слова обращены не только к апостолу, но и ко всем нам. Они напоминают, что настоящая вера обладает духовным зрением, проникающим через завесу видимого и осязаемого.


  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - синаксарь в Неделю Фомину;
     - проповедь святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкий) в Неделю о Фоме 2 мая 1954 г.;
     - проповедь митрополита Антония Сурожского;
     - особенности богослужения в Фомино воскресенье;
     - день Пасхального поминовения усопших - Радоница;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводовСвященного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, Марк Эфесский, Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Николай Сербский, блаженный Феофилакт Болгарский, преподобные Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, монах Евфимий Зигабен, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала Евангелия от Иоанна (20:19-31).


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

 

     - Божественное действие не дивно, если оно бывает понимаемо разумом; и та вера не имеет заслуги, для которой разум человеческий представляет опыт;

     - женам Господь благовествует радость, так как женский пол был в печали и на печаль осужден был первым проклятием. Апостолов ждала непримиримая брань с иудеями. Таким образом Он, совершенно прилично, мужам благовествует мир – по причине брани, а женам радость – по причине печали;

     - дивным и непостижимым образом Искупитель наш, после воскресения, явил тело и невредимым, и осязаемым для того, чтобы, показывая оное невредимымприглашать к награде, а представляя осязаемымутверждать в вере;

     - Господь вошел в запертую горницу чудесным образом. Он появился среди Своих учеников таким образом, во-первых, чтобы не испугать их стуком в двери. Они были уже достаточно напуганы от иудеев, и человеколюбивый Господь не хотел даже на мгновение усиливать их страх. А во-вторых, и это намного важнее, Он желал показать Свое возвращенное всемогущество после мнимой немощи и мнимого поражения последних двух-трех дней;

     - Спаситель явил Себя и невредимым и осязаемым для того, чтобы показать, что после воскресения тело Его было хотя того же естества, но другой славы;

     - к ученикам через запертые двери взошло то тело Господне, которое на взоры человеческие через рождение свое вышло именно через запертые ложесна Девы;

     - сидящие в Галилее при закрытых дверях на верхнем этаже из опасности от иудеев суть те, которые в стране Откровения, остерегаясь лукавых духов, безопасно взошли на высоту божественных умозрений, по обычаю затворив двери чувств: они воспринимают Слово Божие, пришедшее к ним неведомым образом и являющееся без действия на чувства;

     - Иоанн, очевидно, хочет отметить, что, если Христос все-таки явился среди учеников, то, значит, прославление Его по телу, по человечеству, уже совершилось: Его уже не задерживают запертые двери, и тело Его свободно проходит через стены;

     - когда люди, не стяжавшие внутреннего мира, обремененные житейскими попечениями, говорят: «Мир вам!» – они предлагают то, чего сами не имеют. Это их приветствие не прибавляет мира ни им, ни тем, кому они мира желают. Когда они говорят сие, то говорят по обычаю и из вежливости, бессмысленно, впустую: одно и то же они произносят, и когда встречаются, чтобы повеселиться, и когда – чтобы судиться друг с другом и друг друга обманывать. Христос дает иное и по-иному. Он дает то, чем воистину обладает. Его мир есть радость, храбрость, здравие, тишина и сила. И дает Он его не так, как мир дает, то есть не только языком, но всею душею, всем сердцем и всем разумением Своим, как любовь дается любви. Давая им Свой мир, Он чудесным образом, так сказать, переносит Свое существо в них;

     - как Дух именуется «посылаемым» потому, что «исходит», так и Сын прилично именуется «посылаемым» потому, что «рождается»;

     - Господь сперва вооружил Своих учеников обилием мира; потом – как Он возвысил их достоинство, сравнивая их апостольство со Своим и посылая их так, как Он Сам был послан Отцем; затем дает им силу и властьСилу Он дает имдунув им в лице, а власть – чрез сказанное им слово;

     - сие есть первое дарование Духа Святаго. Второе произойдет в пятидесятый день после этого знаменательного вечера. Сие первое дарование – чтобы оживить и укрепить самих учеников, а то второе – для их апостольского служения в мире – чтобы оживить мир;

     - бичом для людей становится бессильный человек, дорвавшийся до власти судии и старейшины. Это труп, привязанный к седлу необузданного коня. Так бывает у язычников, у которых за власть борются; но так не должно быть у христиан, у которых власть дается от Бога тем, кому сперва дается сила Духа Святаго;

     - на земле даруется Дух для того, чтобы любили ближнего; а с неба ниспосылается Дух для того, чтобы любили Бога. Первый от Господа, пребывающего на земле, последний — с неба; потому что в любви к ближнему скрывается учение, как должно достигать любви к Богу;

     - о Святом Духе говорим, что Он от Отца, но не говорим, что Дух и от Сына, подобно тому, как луч и сияние (происходят) от солнца, ибо оно есть источник и луча и сияния; но сияние чрез луч нам сообщается, и оно освещает нас и приемлется нами. О Сыне же не говорим ни того, что Он – Сын Духа, ни того, что Он – от Духа;

     - то, что после Воскресения Господь через дуновение дает Дух Ученикам, латинянеобъясняют тем, что Дух Святый от Него исходит. Но что отнюдь не самое существо Духа было тем, что тогда было дано через дуновение, явствует из того факта, что тогда еще Дух Святый не пришел«Аще бо не иду..., — говорит Христос, — Утешитель не приидет к вам» (Ин. 16:7);

     - сила веры зависит от благодати Божией;

     - дарованием Духа и власти вязать и решить Христос открывает начало существованию Церкви;

     - о недостойно проходящих служение священства: подчиненные и особенно люди самые простые, не имеют права судить их. Пусть жизнь священника будет самая порочная; но, если ты внимателен к самому себе, то не потерпишь никакого вреда в том, что ему вверено от Бога;

     - Господь сделает со своей стороны все, что нужно, и ниспошлет Духа Святого, — хотя бы и крайне порочны были священники. Ведь и чистый (священник) не своею собственною чистотою привлекает Духа Святого; но все совершает благодать;

     - все, что вверено священнику, есть единственно Божий дар; и, сколько бы не преуспевало человеческое любомудрие, оно всегда будет ниже той благодати. Говорю это не для того, чтобы мы беспечно располагали своей жизнью, но для того, чтобы вы подчиненные, видя нерадение кого-либо из предстоятелей, не преумножали по этому поводу для самих себя зла;

     - все устрояет Отец и Сын и Святой Дух, а священник только ссужает свой язык и простирает свою руку. Зная это, будем и Бога бояться, и уважать Его священников;

     - ныне Господь не выделяет Петра из прочих, но всем равно дает и силу, и власть. Никогда Господь не давал отдельно Петру силы и власти, но дал ему отдельно лишь обетование, которое чуть позднее дал всем Своим ученикам; которое теперь, в день Своего Воскресения, и исполнил по отношению к ним всем в равной мере. Эту силу и власть апостолы позднее переносили на своих преемников, епископов, а чрез них – на священников, так что сила и власть сии и до нынешнего дня действуют и правят в Церкви Божией;

     - по чистоте и святости Своей Бог не пользуется злом для блага и не использует худых средств для достижения благих целей; но по мудрости и любви Своей к людям Он исправляет наши худые пути и обращает их ко благу;

     - Фома мог рассуждать и так: "но не уверовали бы вы, если бы прежде всего не созерцали; так и я: если не увижу, не уверую";

     - останься, Фома, при таком желании, старательно останься, чтобы я был утверждён душою, когда ты будешь смотреть; останься, ища сказавшего: «ищите, и найдете» (Мф. 7:7); не просто мимоходом исследуй, (но) пока не найдёшь сокровища, которое ищешь; останься, ударяя в дверь беспрекословного знания, пока тебе её откроет сказавший: «стучите, и отворят вам»;

     - Господь, окруженный ангельскими ликами, радостно приветствующими Его как Победителя смерти, оставляет Свое небесное стадо и спешит спасти одну пропавшую овцу: явился во второй раз ради Фомы, ради одного человека, одного грешника;

     - научимся никогда не разделять сих двух таинствИисуса распятого и Иисуса воскресшего. В смерти Иисуса Христа мы видим только немощи человека, и помышляя только о сём, могли бы ослабеть в своём мужестве: в Его воскресении мы видим только славу Бога и не найдём ничего для подражания: но соединяя Его смерть и Его воскресение, мы зрим Богочеловека, Который всецело есть основание той святой веры, которую мы имеем счастие исповедовать;

     - до распятия мы видим Господа ходящим по волнам и однако же не говорим, что тело Его было другого естества, а не нашего, так и после воскресения, видя на Нем язвы, не станем называть Его тленным, - потому что Он показывал их для ученика;

     - ради Фомы Господь и явился во второй раз: ради одного человека, одного грешника. Пусть устыдятся Его примера все те люди, которые, достигнув великой славы и силы в мире сем, забывают своих немощных и бедных друзей, да еще и с брезгливостью и презрением сторонятся их;

     - если ты имеешь несчастие, как св. Фома, колебаться сомнениями и недоумениями, то имей и ту же самую чистоту доброго намерения, как и он; как он, желай истины и она откроется тебе: проси у Бога познания оной, и Он покажет тебе её, — правда уже не в чувственных явлениях, но через невидимое действие Своей благодати;

     - словами: "Господь мой и Бог мой!" Фома признал Христа как Человека и как Бога, обоих в одной живой Личности;

     - вера есть уверенность в тех вещах, которые не могут быть являемы. Ибо что является, то не имеет надобности в вере, но (имеет надобность) в познании;

     - если кто в настоящее время скажет: как бы я желал жить в те времена и видеть Христа чудодействующего! – тот пусть подумает, что "блаженны невидевшие и уверовавшие";

     - как до воскресения нужны были многие чудеса для того, чтобы уверовали, что Христос есть Сын Божий, так после воскресения – для того, чтобы убедились, что Он воскрес. Поэтому и присовокупил: "пред учениками Своими", так как после воскресения обращался только с ними, почему и говорил: "мир уже не увидит Меня" (Ин. 14:19);

     - Господь всегда приносит многие дары одновременно. Даруя мир, Он в то же время дарует и радость, и силу, и храбрость; Он утверждает веру; Он укрепляет жизнь. Но и когда явится нам Господь и принесет нам все сии драгоценные дары, все-таки в каком-то уголке нашей души остается сомнение. Этот уголок представляет собою неверующего Фому. Дабы и сей уголок осветить и согреть благодатью Духа Господня, мы должны быть постоянны в молитве ко Господу и терпеливы в ожидании, непрестанно закрываясь и запираясь душою от внешнего мира, от плотских похотей и вожделений. Тогда человеколюбивый Господь помилует нас и сотворит нам по молитве нашей. И явится Он снова, и Своим благодатным присутствием осветит и последний темный уголок нашей души. Тогда, и только тогда, мы сможем назваться живыми душами и по благодати сынами Божиими.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - каким образом тело Господне по воскресении было телом истинным, когда оно могло входить к ученикам через запертые двери?
     - почему Спаситель явился Ученикам вечером?
     - почему Господь дважды говорит Апостолам: мир вам?
     - почему Спаситель явился второй раз только после восьми дней, а не ранее?
     - вторая встреча Господа с Апостолами: что символизирует то, что это произошло при закрытых дверях?
     - где же описаны все сии многие истинные знамения, бывшие в продолжение сорока дней?
     - Своим явлением Фоме преблагий Господь помог и всем нам легче веровать в Него, воскресшего и живаго, и чрез ту веру иметь часть в вечной истине и вечной жизни. "Во имя Его", – добавляет Евангелист. Почему во имя Его?


    Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Возвращение к прежним грехам;
     - Чем являются для нас раны Господни;
     - Вера и благочестие служат самым прочным основанием мира и благоденствия обществ и государств;
     - Предосудительное упрямство в деле веры;
     - Что принес Воскресший Господь своим ученикам из своего гроба?
     - Благодатная Божья десница, простертая всем душам при их падении;
     - Пытливость нашего разума о таких предметах, о которых умалчивает Священное Писание;
     - Как счастливы те, которые исповедуют свою веру сердцем, устами и делами (ст. 29);
     - Для Иисуса Христа запертые двери не являются преградой;
     - Сомнение Фомы совершенно отлично от сомнения толпы неверующих;
     - Причины по которым чаще всего возникает неверие;
     - Все мы должны быть посланниками Христовыми;
     - “Блаженны невидевшие и уверовавшие” (ст. 29).


Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 19 апреля 2015 года, в день Антипасхи, Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     Евангельское повествование об очень многом нам свидетельствует. Прежде всего, оно свидетельствует о том, что Христос воскрес с телом, которое несло на себе печать Его страданий, которое обладало некой исторической памятью. По единодушному мнению отцов Церкви, так же и каждый из нас воскреснет со своим телом. Оно не будет в полной мере соответствовать тому телу, в которое мы сейчас облечены, но, как и тело Спасителя, наше тело будет иметь историческую память. Всё, что хранит наша память, останется в нашем теле и после воскресения. Мы будем помнить всё, и даже лучше, чем теперь, поскольку сейчас наша память связана с такими явлениями, как кровообращение головного мозга, состояние психики. А воскресшее тело будет обладать прекрасной памятью, которая будет обличать нашу совесть в день Страшного Суда.
      Мы знаем, что Господь являлся в теле одномоментно в одном и другом месте, то есть Его тело было вне времени и вне пространства. Мы знаем, что Он проходил через стены. Мы знаем, что Он пребывал где-то помимо того места, где Он общался со Своими апостолами. Все это является до поры до времени тайной, хотя многих из нас от этой тайны отделяют лишь годы — даже не десятилетия. Все откроется после смерти. Тогда уже будет не вера — тогда будет знание, и никто не сможет, оправдываясь перед Богом, сказать: «Вот теперь я Тебя вижу, теперь я все знаю, и если бы я снова жил эту человеческую жизнь, я бы ее прожил иначе». Наверное, никто из нас так не скажет, понимая все безумие этих слов.
     У святого Ефрема Сирина есть замечательные слова: как светильник не может гореть без елея, так без веры не может человек обладать добрыми мыслями. А почему так? А потому что для того, чтобы иметь добрые мысли, чтобы этих мыслей было больше, чем злых, чтобы эти мысли реализовывались в поступках, нужна вера, нужна связь с Богом. Только эта связь создает прочную систему жизненных координат, живя в которой, воспитываясь в которой, человек привыкает приобретать добрые мысли и творить добрые дела.


 

Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 5 мая 2019 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Ссылка https://bogoslov-kubansobor.ru/antipaskha.php

Файлы для печати высокого разрешения:

в формате jpg:

https://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_050519_1.jpg

https://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_050519_2.jpg

в формате pdf:

https://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_050519_1.pdf

https://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_050519_2.pdf

Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2019 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version