Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

13.04.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 5-ю неделю Великого поста – преподобной Марии Египетской, которая состоится 14 апреля

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в 5-ю неделю Великого поста - преподобной Марии Египетской, которая состоится 14 апреля 2019 года.

Источник https://bogoslov-kubansobor.ru/pyataya-nedelya-velikogo-posta-prepodobnoj-marii-egipetskoj.php


    В пятую неделю Великого Поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв. (ум. в 522 г.) и в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбиеБожие к искренно кающимся.

     Евангельское чтение пятой недели великого поста состоит из двух частей. В первой части(32–34) Иисус Христос, как всеведующий Бог, предсказывает своим двенадцати ученикам о своих добровольных страданиях, смерти и воскресении, в том же порядке, в каком они во всей точности исполнились на самом деле. Во второй части (35–45 ст.), по поводу просьбы Иакова и Иоанна, сынов Заведеевых, дать им почетные места в царстве Божьем, Иисус Христос указывает своим ученикам истинный путь к величию и славе перед Богом.


  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - житие преподобной Марии Египетской;
     - канон святой преподобной Марии Египетской;
     - главы из книги протоиерея Иоанна Толмачева (†1897) Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной. 5-я неделя Великого поста;
     - проповедь митрополита Антония Сурожского в 5-ю неделю Великого поста;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводовСвященного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Феофан Затворник, Николай Сербский, блаженный Феофилакт Болгарский, преподобные Ефрем Сирин, Максим Исповедник, праведный Иоанн Кронштадтский, Троицкие листки игумена Пантелеимона, архиепископы Аверкий (Таушев), Никифор (Феотокис), библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала Евангелия от Марка (10:32-45).


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

 

     - события всех времен были открыты пред Спасителемкак пред обычным зрителем открыто происходящее на улице;

     - в течение целых трех лет Он объяснял это Своим ученикам; и се, пред самым расставанием с ними оказалось, что они Его не поняли...;

     - о проречениях Спасителя:
     - "и поругаются над Ним": сие случилось, когда воины, совлекше Его, одеяша Его хламидою червленою (ст. 28), а на главу возложили терновый венец, в десницу же Его дали трость, потом приклонив колена пред Ним, ругалися Ему, говоря: радуйся Царю Иудейский (Мф. 27:29)!

     - "и будут бить Его": во-первых, в архиерейском дворце иные заушали Его, а иные по ланитам ударяли; потом Пилат Его бил; напоследок воины, взяв трость от рук Его, биша по главе Его (ст. 30), — и сие есть событие сего: "и уязвят Его";

     - "сущие от сонма заплеваша Его лице" (гл. 26, 67), также и игемонские воины, — и сим исполнилось сие предсказанное: "и оплюют Его";

     - пришед же на гору Голгофу, крестною смертию убили Его, по сему предсказанию: "и убиют Его" (гл. 17, 23);

     - что же в третий день воскрес из мертвых, свидетельствует о сем Евангелисты, бывшие самовидцами, говоря: яко в пяток предаде дух на крестном древе, во едину же от суббот, то есть в недельный день, воскрес из мертвых (Ин. 19:30-31);

     - другой евангелист (Мф. 20:20) сказывает, что мать их (Иакова и Иоанна) приступила к Иисусу. Но, вероятно, было то и другое: два сии апостола, стыдясь других, послали наперед мать свою, а потом и сами подошли особо, как это обозначает евангелист, сказав: "подошли к Нему", то есть подошли особо, отдаляясь от прочих;

     - Апостолы предлагают себя в качестве сопричастников не страданий Его, но лишь славы Его: вот какой окамененной и огрубевшей является природа человеческая, кою Господь Исцелитель стремился облагородить и обожить!

     - прошение Иакова и Иоанна о славе без мук есть прошение всех потомков Адама, которые желают как-нибудь перепрыгнуть через страдания и впрыгнуть в славу: им не понятна связь между страданиями и жизнью, в чем проявляется немощь человеческого рода вообще;

     - чрез апостолов открыта немощь; на апостолах показан метод Христова врачевания; на апостолах, наконец, явлено Христово здравие и сила;

     - да не помыслит никто из нас, что он уже исцелен от греховной расслабленности своей, если некоторое время уклонялся от зла, постился и творил милостыню, призывая в помощь Господа Иисуса Христа: ведь даже эти два апостола, которые неразлучно ходили с воплотившимся Господом, обнаружили еще не исцеленные язвы тщеславия, и самолюбия, и земного плотского мудрования, и духовного неразумения;

     - апостолы все еще рассуждали не по-христиански, а по-иудейски, то есть все еще верили в земное царство Мессии, в Его земную победу над врагами и в Его мирские славу и могущество, подобные славе и могуществу Давида и Соломона;

     - своим ответом «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить?» Спаситель ясно показал, что место это покупается ценой, а цена - сострадание с Ним;

     - Златоуст хорошо выражает в чем заключается истинная слава и истинное владычество и царство Господа, так перифразируя речь Спасителя: «вы напоминаете Мне о чести и венцах, а Я говорю о подвигах и трудах, вам предлежащих»;

     - слово «чаша» употреблялось в ветхозаветном писании в двух смыслах, для обозначения и счастья, и бедствий, но могли представлять дело так: для приобретения внешнего, мирского владычества им нужно предварительно испить чашу страданий, которую предстояло испить Самому Христу;

     - чаша, о которой говорит Спаситель, есть третье крещение: первое – Иоанново крещение водоювторое – Христово, водою и Духом; и лишь некоторым дается крещение кровью, то есть мученический венец;

     - крещение Господне есть образ наших добровольных трудов по внутренней склонности души ради добродетели; очищая посредством них пятна на своей совести, мы принимаем добровольную смерть нашего произволения по отношению к явленным вещам;

     - чаша есть образ добровольных искушений, воздвигнувшихся на нас за истину из внешнего стечения обстоятельств помимо нашего произволения; посредством них и присущей нашей природе божественной любви мы добровольно становимся превыше случайной смерти естества;

     - крещение производит ради добродетели мертвость произволения по отношению к наслаждениям телесной жизни, а чаша убеждает благочестивых предпочесть истину самому естеству;

     - чаша в словах Господа помещается прежде крещения, потому что добродетель ради истины, а не истина ради добродетели. Поэтому подвизающийся в добродетели ради истины не уязвляется жалами тщеславия, а тот, кто предается истине ради добродетели, имеет своими сожителями тщеславие и самомнение;

     - нет ничего страшнее и душепагубнее, нежели изнемочь в муках и отречься от Христа: Иуда, почувствовав, что вместо короны Христос скорее наденет терновый венец, ускользнул и присоединился к тем, кто выглядел в мире сем богаче и славнее Спасителя;

     - блаженны те из нас, кои на вопрос Христов, могут ли они испить чашу страданий за Него, на всякое время (!!!) готовы дать ответ: «Господи, можем!»;

     - как Человек Христос не хочет похищать у Себя то, что принадлежит Ему как Богу. Только испив Свою горькую чашу и крестившись кровавым крещением, пред последним Своим издыханием на Кресте, Он решился обещать Рай покаявшемуся разбойнику;

     - смирение до самоуничижения и страдание до смерти – вот два урока, которые Господь желает укоренить в сердцах Своих учеников, выполов из них плевелы гордости, самомнения, самопревозношения и тщеславия;

     - "почитающиеся князьями народов господствуют над ними": у Марка речь сильнее, чем у Матфея; вместо более положительного «князья народов» Марк использует выражение, перводимое как "думающие, что они начальствуют над народами""мнимые владыки";

     - ответ Спасителя апостолам отрезвляет и наставляет беспокоиться не о Граде Небесном, которого мы еще не достиглино о не пройденном пути, отделяющем нас от Града сего;

     - признак великой души - от всех терпеть и всем служить;

     - как жили бы люди, если бы сравнивали и оценивали себя и друг друга по величине служения и любви, вместо того чтобы сравнивать и оценивать по силе, богатству, роскоши и внешним знаниям. Тогда диавол днем с огнем искал бы в мире безбожников – и не нашел бы ни единого. Ибо там, где царит любовь, Бог зрим и понятен для всякого;

     - люди богатые должны служить бедным, не тунеядцам, конечно, которые не хотят трудиться, а хотят даром есть хлеб; ибо, «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10), говорит Апостол, но тем бедным, которые и хотели бы, но не могут трудиться, или у которых труд нисколько не спорится, труд изнурительный и неблагодарный, или тем, коим нигде нельзя добыть дела;

     - служение ближним, конечно, не может быть без самоотвержения и креста, и чем иногда больше, выше доставляемое нами ближним добро, тем часто труднее крест, например, крест неблагодарности и злобы от облагодетельствованных. Но от этого не следует унывать, огорчаться без меры и бросать дело служения. Ибо чей крест был тяжелее креста Христова за нас претерпленного?

     - чтобы искренне служить ближним, для этого надобно неотменно перестать служить своим страстям, нужно самоотвержение; ибо страсти не допускают искренне, усердно служить ближним, а учат угождать только самим себе;

     - Спаситель сказал, что отдает душу Свою "за многи", а не "за всех"хотя и за всех людей умер, — потому, что смерть не спасает всех, но многих, то есть в Него токмо верующих, и хранящих Его святыя заповеди;

     - Господь наш не дал людям ни одной заповеди, коей Сам не исполнил бы в совершенстве, тем оставив для всех пример и образ. Заповедь о служении людям Господь исполнил всею Своею жизнью на земле – нет, даже и способом Своего пришествия на землю, и Своею смертью, и, наконец, Своими непрестанными человеколюбивыми деяниями ради человеческого рода чрез Духа Святаго после Своей смерти и Своего преславного воскресения;

     - если ветхий Адам, некогда восхотевший быть яко Бог, еще тоскует в тебе, когда ты умален пред человеками, или, когда ты возвышен пред некоторыми из них, вновь льстит тебе мечтою, что ты можешь быть Божеством над ними: то войди во врачебницу нового Адама, и приими противу сей древней болезни вечноживотное врачевство. Иисус Христос предлагает тебе во врачевство Самого Себя;

     - в Евангелии нынешнего дня Господь наш Иисус Христос преподает нам то наставление, чтобы мы не домогались первенства и превосходства над другими из видов честолюбия и самолюбия, а домогались бы единственной угодной Богу чести – служить другим во спасение, как и Сам Христос Бог«Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

 


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

    - Господь повторяет Своим ученикам то, что уже много раз говорил им. Почему Он столько раз повторяет им одно и то же?
     - почему именно Иаков и Иоанн обратились к Иисусу сесть справа и слева от Него?
     - почему Господь ответил им: "сделаю вам"даже не услышав их вопроса?
     - кто же будет сидеть по правую сторону и по левую от Господа?
     - следует ли из ответа Христа: "дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано" то, что Сын Божий не равен Богу Отцу?


    Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:

     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Иисус Христос на пути Своих страданий служит для нас примером в таком же положении жизни;
     - Как взирал Иисус Христос на свою смерть?
     - Великая тайна креста;
     - Узкий и скорбный путь к небу;
     - Страдания и смерть Спасителя доставляют нам величайшее успокоение;
     - Как Иисус Христос готовился к Своим страданиям и смерти;
     - Святое призвание христиан уподобляться в своих страданиях Иисусу Христу;
     - «А кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом»;
     - Как неразумно искательство внешних почестей и отличий;
     - Добродетель — единственный путь к славе и почестям.


Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 апреля 2012 года, в неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     В нашу эпоху конфликты из сферы идеологической, рациональной перемещаются в сферу человеческих чувств, обрастают ненавистью, злобой, а затем, что самое страшное, переходят из сферы чувств в сферу человеческой воли, то есть именно в ту часть нашего внутреннего бытия, где принимаются решения. Всем хорошо известно, что особой опасностью сегодня отмечены межнациональные и межрелигиозные конфликты. Именно они питают, в том числе, отчаянное поведение тех, кто способен прибегнуть к террору для утверждения своей «правды», своих мыслей, своего образа жизни.
     Но ведь помимо межэтнических и межрелигиозных конфликтов есть конфликты социальные. Как и в прежние времена, один из самых тяжелых конфликтов — это противостояние между богатыми и бедными, между облеченными властью и безвластными. Он приводил к тяжелейшим проявлениям агрессии — мы знаем, что именно этот конфликт, по крайней мере в России и Европе, чаще всего провоцировал революции и гражданские войны.
     Что же делать нам, православным людям, которые ясно понимают, что следует поступать только так, а не иначе; что делать нам перед лицом мира, который либо иронизирует по поводу нашего послания, либо отвергает его? Что делать нам, Церкви, живущей в XXI веке, подверженной самым что ни есть опасным и разрушительным влияниям мира сего? Нам остается только одно — облекаться во ХристаНе на словах — на деле, отдавая в рабство Его Божественному уму и Его Божественной воле свой ум и свою волю, сораспинаясь со Христом, а значит, возносясь над всем тем, что представляют собой конфликты и суета мира сего. Возносясь не отвлеченно, не с чувством самомнения и затаенной гордыни, а восходя умом к Тому, в Ком мы обретаем ведение тайны жизни. И это ведение дает нам возможность участвовать в устроении жизни современного общества так, чтобы действительно преодолевались конфликты и чтобы как можно больше людей поняли, что означают слова апостола: «те, кто во Христа крестился, во Христа облекся».


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 14 апреля 2019 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Ссылка https://bogoslov-kubansobor.ru/pyataya-nedelya-velikogo-posta-prepodobnoj-marii-egipetskoj.php

Файлы для печати высокого разрешения:

В формате jpg:

https://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_140419_1.jpg

https://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_140419_2.jpg

В формате pdf:

https://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_140419_1.pdf

https://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_140419_2.pdf

Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2019 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version