Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

27.03.2019 Лекцию о богослужениях Великого поста прочитал для прихожан собора иерей Максим Плякин

В среду, 27 марта, прихожане Свято-Екатерининского кафедрального собора и слушатели Богословских курсов собрались на лекции о богослужениях Великого поста. Ее прочитал специалист по литургике, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви иерей Максим Плякин.

- Великий Пост, святая Четыредесятница  — период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи, важнейший из многодневных постов. В связи с тем, что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает шесть седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей, - начал священник.

Он рассказал, что формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло несколько столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II–III веках совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя. Сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или как воспоминание Страстей. Пост прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III веке он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. 

- В частности, 40-часовой пост, проводившийся в полном воздержании от пищи, уже соединял в себе два основных значения, которые позднее легли в основу Великого поста – подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане и подготовку к празднику Пасхи. Шестидневный пост перед Пасхой отмечается в «Дидаскалии апостолов» и в 1-м каноническом послании сщмч. Дионисия Александрийского. В александрийских источниках 2-й половине III–IV веков появляются упоминания уже о 40-дневном посте. Неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой или нет. Существуют предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения, и лишь затем был отнесен к Пасхе, - говорит отец Максим.

Еще один источник, из которого возник Великий пост, это предкрещальный пост. Так обычно понимают Тертуллиана («О крещении», 19). К III веку в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещенем существовала в Церкви еще в I века. Предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться.

Также он рассказал, что молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…». Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы). По субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста. В остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы — литургия Василия Великого. В понедельник, вторник и четверг литургия не совершается.

- Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание. В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 году в Византии. Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе, архиепископу города Солунь, византийскому богослову-исихасту XIV века. Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей, посвящено поклонению Кресту. Четвертое воскресение посвящено св. Иоанну Лествичнику, игумену монастыря Синайской горы, автору «Лествицы». В четверг пятой недели на утрене снова читается канон святого Андрея Критского, а также читается канон в память святой Марии Египетской и ее житие. От этого все богослужение, длящееся несколько часов, получило название «стояние Марии Египетской». Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 году от персидского и аварского нашествия, в память чего читается Великий акафист Пресвятой Богородицы. Этот день также называется «Похвала Пресвятой Богородицы» или «Суббота Акафиста». Пятое воскресение посвящено св. Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI веке. Суббота шестой недели — «Лазарева суббота» — посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря. В шестое воскресение отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. Тексты богослужений Великого поста содержатся в Триоди Постной, - рассказал священник.

В конце лекции он напомнил слушателям, что истинный пост — это отказ от различного рода зла, как телесного, так и духовного. Суть поста заключается в воздержании, в духовном воспитании и укреплении воли, а также в совершении добрых дел.


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2019 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version