Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

16.03.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 1-ю неделю Великого поста - Торжество Православия, которая состоится 17 марта

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в 1-ю неделю Великого поста - Торжество Православия, которая состоится 17 марта 2019 года.

Источник: http://bogoslov-kubansobor.ru/pervaya-nedelya-velikogo-posta-torzhestvo-pravoslaviya.php


По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора в неделю Торжества Православия, 17 марта 2019 года, прихожане Свято-Екатерининского кафедрального собора придут на богослужение, держа в руках любую чтимую икону.
"Это греческая традиция, имеющая глубокий духовный смысл. В Греции каждый год в неделю Торжества Православия люди личным крестным ходом, добираясь в храм пешком, на общественном транспорте или на личном автомобиле, несут в руках икону. Так они выражают свою Православную веру и любовь к Богу и Церкви. Мы хотим, чтобы прихожане Собора приобщились к этой традиции и пришли в Собор с иконой в руках. С этой иконой они помолятся за Божественной Литургией и Чином Торжества Православия."
настоятель Свято-Екатерининского кафедрального собора протоиерей Игорь Олжабаев


  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - история праздника;
     - пояснения доктора церковной истории, преподавателя канонического права в Сретенской духовной семинарии протоиерея Владислава Цыпина:
- Список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года;
Что такое анафема по сути? Правомерно ли, как делают некоторые, именовать анафему «церковным проклятием»?
- Может ли даже анафематствованный еретик, покаявшись, вернуться в Церковь?
- В истории Церкви имеются примеры отмены анафемы?
- Правильно ли будет сказать, что провозглашение анафемы – это констатация Церковью того факта, что человек пребывает вне Ее тела?
- В настоящее время в полном виде чин Торжества Православия совершается не во всех храмах и анафематствование при этом часто опускаетсяЧем это объясняется?
- Политические преступники отлучались от Церкви по факту осуждения светским судом?
- Насколько в прошлом было взаимосвязано провозглашение анафемы и гражданская казнь еретика?
- В Католической церкви существует аналогичный чин, содержащий анафему еретикам?
- Сейчас в среде людей образованных, но далеких от Церкви, при упоминании термина «анафема» часто вспоминают Льва Толстого. И далее, как правило, следуют обвинения в адрес Церкви, которая-де помогла царскому правительству расправиться с яркой инакомыслящей личностью…
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА от 20–22 февраля 1901 г., № 557, С ПОСЛАНИЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ ПРАВОСЛАВНЫЕ ГРЕКО-РОССИЙСКИЕ ЦЕРКВИ О ГРАФЕ ЛЬВЕ ТОЛСТОМ
- Целесообразно ли возобновление употребления части чина Торжества Православия с внесением некоторых изменений в те его положения, которые в настоящее время могут быть восприняты как анахронизм, например в части, касающейся православных государей? В ней предаются анафеме «помышляющие, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению», а также дерзающие «противу них на бунт и измену»
     - особенности богослужения первой седмицы и первой недели Великого поста;
     - чинопоследование Торжества Православия;
     - описание трех чинопоследований литургии, совершаемых в настоящее время в Православной Церкви;
     - основные отличия литургии Василия Великого;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Николай Сербский, Лука Крымский, блаженный Феофилакт Болгарский, праведный Иоанн Кронштадтский, митрополит Антоний Сурожский, архиепископ Никифор (Феотокис), монах Евфимий Зигабен, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих 5 зачала Евангелия от Иоанна (1:43-51) - о призвании Филиппа и Нафанаила.


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

 

     - призвание Филиппа, как и других учеников, в этот раз не было еще призванием их к постоянному следованию за Христом или тем более призванием к апостольскому служению. Ученики после того первого призвания еще уходили домой и занимались по временам своими делами (ср. (Мф. 4:18)). Нужно было пройти некоторому времени, для того чтобы ученики Христа оказались способными стать Его постоянными спутниками и взять на себя тяжелое бремя апостольского служения;


     - учение Христа в высшей степени просто, так просто, что доступно пониманию самого простого, самого необразованного человека;


     - наисильнейшие чувства не выбирают слов, но выражают себя просто, иногда и препросто, как будто они сами о себе уверены: их сила проявится и в простейших словахСлабые и мнимые чувства куют себе серебряные трубы из громких и пышных слов, дабы показать себя более сильными и правдивыми, чем они суть;


     - слова Христовы имеют всепобеждающую, ни с чем не сравнимую силу именно благодаря простоте своей, той простоте, благодаря которой с неудержимой силой проникают они в сердце человека, даже самого простого. И от всех нас требуется именно такая простота;


     - истинный христианин это человек, который право и прямо, твердо мыслит, рассуждает, верует, уповает, говорит и действует;


     - лукавый человек занят самим собою, и ему нет дела до других людей. Лукавому человеку угодны похвалы и лесть;


     - явил ли или поведал ли Господь наш Иисус Христос хотя одну тысячную долю этих сил и тайн, скрытых в Нем? Конечно, нет. Подавляющее большинство тайн и сил Христа остались неизглаголанными и сокровенными, чтобы открыться и явиться только святым в Его Небесном Царствии. Им сказано, открыто и сделано лишь столько, сколько потребно для спасения нашего без давления и насилия над нашею волей, нашею свободой выбора и свободой самоопределения;


     - Апостолы увидели, что перед ними Живой Бог, ставший живым человеком, что в Христе полнота Божества обитает телесно, что настало Царство Божие, потому что Бог и Его люди уже не разобщены, - они связаны в лице Христа воедино;


     - Нафанаил, кроме того, именует Его и Сыном Божиим, чем возносит Его личность высоко над вульгарным пониманием Христа как обычного земного царя на престоле Давида;


     - в том, что Христос есть Существо высшей, божественной природы, Нафанаил мог убедиться, припомнив слова 2-го псалма, где Бог изображается "днесь", т. е. вечно рождающим Сына, чем Сын отличается от всех людей: "возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне (днесь) родил Тебя;" (Пс. 2:7);


     - Нафанаил так отвечал Христу: "Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев". Видишь ли душу, внезапно пришедшую в восторг и своими словами объемлющую Иисуса? Ты, говорит, желаемый, ожидаемый. Видишь ли, как он изумляется, дивится, прыгает и скачет от радости? Так должно радоваться и нам, сподобившимся познать Сына Божия, - не только радоваться в душе, но и в самых делах своих выражать радость. А что свойственно радующимся? Веровать Тому, кого познали; а верующим – делать то, что Ему угодно;


     - небо всегда отверсто для людей; но люди закрыты для неба, так что они видя не видят и слыша не разумеют; Господь для того и сошел на землю, дабы явить людям отверстое небо;


     - Петра исповедание было совершенное, Нафанаила же несовершенное. Оба признали, что Христос есть Сын Божий; но Нафанаил, присовокупив сие: «Ты еси Царь Израилев»умалил величество исповедания. Ибо Христос Сын Божий не есть Израильский токмо Царь, но Царь всея вселенной и всех творений видимых и невидимых;


     - Господь пришел в низверженную страну всего мира или в естество человеческое и, как Человеколюбец, воззрел на нас, находящихся под смоковницею, то есть под грехом, усладительным на время, но с которым соединена и не малая острота по причине раскаяния и тамошних будущих казней, и - тех, которые признают Его Сыном Божиим и Царем Израиля, видящего Бога, избрал Себе;


     - восхождение и нисхождение Ангелов нужно понимать в переносном смысле и самое видение Ангелов учениками должно было совершаться в духе. Господь благоволил этими чудными словами выразить, что отныне впредь Он будет средоточием свободного общения и непрерывного единения между Богом и человеком, что в Нем будет место сретения и примирения между небом и землею;


     - скоро мы все полностью окажемся в отверстом небе; и при этом те из нас, кто покаялся и очистился, – в вечном животворящем присутствии Бога живаго, а нераскаянные, богохульники и нечистые – в вечном отсутствии Бога, в муках и тьме внешней.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:


     - почему Господь явился сперва в Галилее, сем темном и заброшенном уголке Палестины?
     - говорит Нафанаил: «Может ли из Назарета что доброе быть?» Почему такое пренебрежительное отношение к Назарету?
     - чем было обусловлено столь быстрое решение Филиппа немедленно последовать за Господом?
     - почему Филипп не говорит: «Мы нашли обетованного Мессию», или «Сына Давидова», или «Царя Израилева», или «Господа Христа», а только дает Нафанаилу понять: они "нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки"?
     - почему же Филипп знал, что если токмо придет Нафанаил и узрит Иисуса Христа, уверует в Него?
     - что это значит – "израильтянин, в котором нет лукавства"?
     - что так поразило Нафанаила в ответе Спасителя: "Я видел тебя"?
     - почему Господь вынужден был явиться ради спасения человеков как слабый Человек, а не как пламенеющий Ангел, не как Бог в Своей вечной силе и славе?
     - но какое же время имел в виду Христос, когда предсказывал о том, что ученики Его увидят отверстое небо и сходящих и восходящих Ангелов?
     - почему увлекает людей безбожие, почему так поддались волне вольтерьянства, почему поддались сектантской мистике?


Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 20 марта 2016 года, в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, после богослужения в Храме Христа Спасителя в Москве, в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:


     Сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название «дехристианизация». Мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли. Все это мы формулируем очень просто — мы должны защищать Православие, как защищали его отцы VII Вселенского Собора, как защитили его Патриарх Мефодий и императрица Феодора с сонмом иерархов, как защитили его святитель Марк Эфесский и наши исповедники и новомученики Церкви Русской.
     У нас есть два пути. Один путь очень простой: раз вы не соглашаетесь с проповедью Евангелия, значит, вы еретики или безбожники, с вами не может быть никакого разговора, потому что, общаясь с вами, мы можем потерять свою правду. Известно, и среди нас есть те, кто так говорит. Но есть и другой подход: когда тебе задают вопросы, даже небезобидные, попытаться понять, что движет твоим собеседником - желание воевать или все-таки докопаться до истины. Вместо того чтобы отмахнуться и сказать: «Уйди с моего пути, еретик, безбожник», мы отвечаем на вопросы собеседника со смирением, с упованием на волю Божию, в надежде, что наши слова достигнут цели.


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 17 марта 2019 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Ссылка http://bogoslov-kubansobor.ru/pervaya-nedelya-velikogo-posta-torzhestvo-pravoslaviya.php

Файлы для печати высокого разрешения:

в формате jpg:

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_170319_1.jpg

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_170319_2.jpg

в формате pdf:

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_170319_1.pdf

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_170319_2.pdf

Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2019 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version