Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

16.02.2019 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю о мытаре и фарисее, 17 февраля

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю о мытаре и фарисее, которая состоится 17 февраля 2019 года.

Источник: http://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-o-mytare-i-farisee.php


Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные недели, или седмицы, которые постепенно приуготовляют душу человека к подвигу. Неделя о мытаре и фарисее – первая из них. Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом. Великий Пост - это главным образом духовное путешествие, а цель его - Пасха, "Праздник из Праздников". Задолго до начала самого Великого Поста Церковь возвещает нам о нем и зовет нас вступить в приготовительный период. К каждому из важных событий церковного годового круга, к главным праздникам, Великому Посту, Церковь готовит нас - предпразднествами или приготовительными неделями к Великому Посту; это характерная черта православной литургической традиции.


  РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

    - особенности богослужения недели;
     - главы из книги протоиерея Иоанна Толмачева (†1897) Практическая Гомилетика. Том 1. Неделя о мытаре и фарисее;
     - святитель Николай Сербский (Велимирович). Неделя о мытаре и фарисее. Евангелие об истинном и мнимом богомольце;
     - две проповеди патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю о мытаре и фарисее (2010 и 2013 г.г.);
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводовСвященного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Ефрем Сирин, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Николай Сербский, преподобный Петр Дамаскин, блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Никифор (Феотокис), митрополит Антоний Сурожский, библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Луки (18:10-14) - о молитве мытаря и фарисея.


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

 

     - Господь не сказал: "человека два пришли в церковь", но сказал: - "взошли в церковь". Но и теперь есть такие, которые, приходя в священную церковь, однако не восходят, но, правильнее будет сказать, - понижают представляющую небо Церковь; это - те, которые приходят в храм ради встречи и разговоров друг с другом, и товары выставляют и заказывают: ибо они - подобны друг другу; потому что, одни - товары, а другие слова выставляя, обмениваются друг с другом (одни - словами, другие - товарами);


     - фарисей же и мытарь взошли в церковь, потому что у обоих у них была одна цель: помолиться, хотя фарисей, после того, как взошел, однако свел себя вниз по той причине, что извратил направление свое; итак, цель восхождения у обоих была тождественна, но направление (в молитвенном устроении) было взаимно-противоположное. Ибо один взошел сокрушенным и смирившимся, научившись у Псалмопевца-Пророка, что сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит. А фарисей взошел весьма надмеваясь и кичась и выставляя себя праведником, и то - пред лицом Бога, перед Которым вся наша праведность не больше драных рубищ;


     - фарисей "в себе моляшеся", ибо он не поднялся к Богу, хотя не остался незамеченным Сидящим на Херувимах и призирающим глубины бездн. Такова была его молитва: говоря - "Благодарю Тебя", - он не прибавил, - за то, что без всяких заслуг с моей стороны, Ты, смилостивившись, даровал мне, немощному для борьбы, свободу от ловушек лукавого ибо большой подвиг необходим душе, удержанной западнями супостата и впавшей в сети греховности, чтобы возмочь чрез покаяние освободиться;


     - гордость фарисея и его уверенность в собственной праведности, то есть в своем духовном здравии, заключается в том, что он ищет первенства не только пред людьми, но и пред Богом и ищет его не только на пиршестве и в собрании, но и на молитве;


     - слова молитвы фарисея показывают его пренебрежение и в отношении Бога, и в отношении всех людей;


     - не столько ради себя, светильник воспринимает свет, сколько ради смотрящих;


     - Закон Божий надо насадить в самое сердце для достижения истинной, блаженной, духовной праведности. Явление этой праведности начинается в человеке с ощущения нищеты духа;


     - и на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если б не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты;


     - Господь дал людям заповеди не для того, чтобы они были самоцелью, но да принесут они плоды смирения пред Богомпослушания Богу и любви к Богу и к людям;


     - плод не в посте, плод – в сердце; плод даже не в исполнении заповеди, плод – в сердце;


     - притчей сею Господь хотел открыть и изобличить мнимую набожность и лживое фарисейство и во всех поколениях христиан, в том числе и в нашем, разве мало и сейчас таких, кои стоят пред Богом, как заимодавец пред должником?


     - ни Бог тебя, ни ты Его не обманешь;


     - всяк крестится, да не всяк молится;


     - фарисей – это тот, кто «по бороде Авраам, а по делам Хам»;


     - есть много таких, которые, на молитве, высказывают тысячу особых прошений, и говорят: Господи, дай мне здоровье телесное, удвой мое имущество, отмсти моему врагу. Это весьма неразумно. Потому надобно, оставив все это, молить и просить только по примеру мытаря, который говорил: «Боже, милостив буди мне грешнику»; а Он уже Сам знает, как помочь тебе«ищите..., — говорит Он, — прежде царствия Божия, ...и сия вся приложатся вам» (Мф. 6:33);


     - мы не имеем права рассчитывать на то, что, прожив жизнь кое-как, не достойно ни себя, ни Бога, в последнее мгновение сможем сказать"Боже, милостив буди мне, грешному!" – и что Бог поверит нам в этих словах. Бог услышит любое слово из глубин сердца, но не расчетливое слово, не такое слово, которое мы скажем как бы в надежде, что одним словом заменим целую жизнь и поэтому сейчас время, когда Церковь нас готовит познать себя с тем, чтобы приступить к Посту уже приготовленными;


     - труднее, конечно, для человека признаться в грехах своих, чем в праведности своей, а Бог обращает взоры Свои к тому, кто переносит и терпит более тяжкое;


     - будем любомудрствовать (молиться), с усердием и смирением, ударяя себя в грудь, по примеру того (мытаря) - и мы получим, чего просим. Если же мы молимся в гневе и раздражительности, то мерзки мы и ненавистны пред Богом;


     - укажешь ли на целомудрие, девство, презрение денег, или на что другое, – все нечисто, обременено проклятием и отвратительно, если нет смирения;


     - перед Богом нереализованная возможность сделать добро, как и содеянное зло — одно и то же;


     - гордый слеп и не знает своих недостатков; напротив, смиренный знает самого себя;


     - мудр тот человек, который воспользуется присутствием Врача и поведает Ему обо всех своих болезнях и немощах; и скудоумен тот, кто, скрывая свои болезни и немощи, похвалится пред Врачом своим здоровьем. Как будто врач посещает людей из-за их здоровья, а не из-за их болезней!


     - болезнь у всех нас одна, и название ей – неправда. Наиболее тяжко болящие менее всего понимают, что они больны. И при телесной болезни человек в сильном жару не осознает ни себя, ни своей болезни. И безумный никогда не скажет о себе, что он безумен. Новоначальные же в неправде некоторое время стыдятся своей болезни; но повторяющиеся грехи быстро приводят их к греховному навыку, а тот, в свою очередь, – к опьянению и обольщению неправдою, при которых душа более не осознает ни себя, ни своей болезни;


     - истинный молитвенник не проталкивается вперед, на первые места в храме, Бог видит его в притворе точно так же, как и близ алтаря, истинный молитвенник всегда является истинным покаянником;


     - поразмысли о притче Христовой и сам рассуди, насколько она обращена к тебе. Если ты с удивлением скажешь: «Эта притча ко мне не относится», – значит, ты в начале болезни, коя зовется неправдою. Если ты с негодованием скажешь: «Я-то праведен, а это относится к тем грешникам вокруг меня», – значит, твоя болезнь в самом разгаре. Если же ты, покаянно ударяя себя в грудь, ответишь: «Воистину, я болен и имею нужду во Враче», – значит, ты на пути к выздоровлению. В таком случае не бойся - ты выздоровеешь.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - в чем состоял грех мытаря?
     - какое имеет значение в молитвах глагол "помилуй" или "милостив буди"?
     - почему мытарь во время молитвы не поднимал глаз своих на небо, почему ударял себя именно в грудь, а не бил по голове или по рукам?
     - кто суть возвышающий сам себя и унижающий себя?
     - не много ли таких и между христианами, которые входят в храм с таким видом, как бы Бог должен еще радоваться, что они только пришли? Не считают ли они самих себя Богом?


Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ зачал Апостола и Евангелия, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
Евангельское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Как мы должны поступать в отношении грешников?
     - Закхей, как поучительный пример хорошего и быстрого употребления представляющихся случаев к спасению;
     - О любви Иисуса Христа к грешникам;
     - О несправедливых порицаниях, которым Иисус Христос так часто подвергался в течение своей жизни;
     - Безгрешное обращение с грешниками;
     - Злое сердце людей при добром сердце Божьем;
     - Каких грешников пришел Иисус Христос взыскать и спасти;
     - Голос Господа к грешнику: сегодня надобно Мне быть у тебя в доме;
     - Как мы можем видеть Бога.


Две проповеди патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю о мытаре и фарисее (2010 и 2013 г.г.), в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

У святого Ефрема Сирина содержатся слова, которые меня в свое время так поразили, что навсегда остались в моей памяти... Он говорит о том, что смиряющийся грешник не нуждается в добрых делах. Это поразительное заявление. А вот благочестивый и гордый человек, продолжает святой Ефрем, разрушает все плоды своей добродетели. Конечно, эти слова не стоит понимать так, что если ты грешен и смиряешься, то вообще не должен ничего делать. Но эти слова говорят о смирении и сокрушении о грехах своих как о высочайшей добродетели человека, превышающей совершение добрых дел. Мы знаем, что добрые дела иногда и от гордости совершаются, чтобы как можно больше стало известно об этих добрых делах. Вот такой человек, будучи гордым и использующим добродетель, чтобы поддерживать это свое греховное состояние, ее разрушает.
     Святитель не сказал, что добрые дела не нужны. Он предлагает ревновать о добродетели, то есть стремиться к совершению добрых дел, но помнить, что спасает человека Господь. И здесь возникает самый главный вопрос: а что спасает человека? С чего начинается спасение? Если мы думаем, что наши добрые дела, наш привычный образ жизни, наше исполнение законов, государственных или церковных, нас спасают, мы заблуждаемся. Потому что вместе с совершением этих добрых дел мы можем возрастать в гордыне, в превозношении, а иногда в стремлении использовать свои добрые дела для того, чтобы заручиться авторитетом среди других людейдобрым отношением к себе со стороны начальства или властей. Как часто добрые дела используются в целях, которые направлены, в конце концов, не к спасению души, а к достижению власти, материальных средств, к расширению возможностей влиять на других людей! Сегодняшняя притча, как говорится, бьет в десятку, в самый центр духовной жизни. Без сознания своей греховности, без покаяния, без осознания того что Бог спасает, никакие добрые дела не спасут, — они всегда будут некой кривдой, а не правдой, мешающей человеку осознать глубину своего падения и своей греховности.
     С точки зрения логики нашей повседневной жизни это повествование не имеет никакого смысла. Если перевести все это в категории современной жизненной философии, то человек, незнакомый с евангельским текстом, услышав это, покрутит пальцем у виска, он не поймет, о чем идет речь. Но мы знаем, что в слове Божием великая спасающая сила вне зависимости от того, понимает его человек или не понимает, принимает или отвергает. Оно несет в себе силу, способную спасти человека.


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 17 февраля 2019 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Ссылка http://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-o-mytare-i-farisee.php

Файлы для печати высокого разрешения:

в формате jpg:

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_170219_1.jpg

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_170219_2.jpg

в формате pdf:

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_170219_1.pdf

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_170219_2.pdf

Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2019 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version