Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

29.12.2018 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в 31-ю неделю по Пятидесятнице, 30 декабря

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в тридцать первую неделю по Пятидесятнице, которая состоится 30 декабря 2018 года.

Источник: http://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-tridcat-pervaya-po-pyatidesyatnice-2018.php


С 1 октября 2018 года, согласно Церковному Уставу, начинается чтение евангельских зачал 18-й седмицы (Лукина ряда). Ряд чтений Апостола остается неизменным.
Таким образом,
в 19-ю седмицу по Пятидесятнице читаются евангельские чтения 18-й седмицы и апостольские чтения 19-й седмицы;
в 20-ю седмицу – евангельские чтения 19-й седмицы и апостольские чтения 20-й седмицы,
и так далее до пятницы седмицы 34-й по Пятидесятнице.   

В 2018 году 30 декабря в Неделю святых праотец, согласно Уставу, читается Апостол Недели 29-й (Кол., 257 зач.) и Евангелие Недели 28-й (Лк., 76 зач.).

РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

     - Евангельские «отступка» и «преступка»;
     - о Воздвиженской отступке евангельских чтений;
     - Праотцы (предки Иисуса Христа по человечеству): допотопные и послепотопные патриархи и праведные; потомки Иакова, сына Исаака; праматери; ближайшие родственники Христа по плоти;
     - нравственно-догматическое содержание песнопений служб Недели святых праотец и Недели святых отец;
     - минея праздничная: Неделя Святых Праотцев на Велицей Вечерни;
     - минея праздничная: Неделя Святых Праотцев на литургии;
     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика Том 4. Недели по Троице 18-32. Неделя 28-я по Троице;
     - митрополит Антоний Сурожский: притча о званых на пир. Проповеди (Лк. 14:16-24);
     - святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): Неделя 28. Притча о званных на вечерю (1951 г.);
     - архимандрит Кирилл (Павлов): в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец. О званых на брачную вечерю;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов), Николай Сербский, блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Никифор (Феотокис), монах Евфимий Зигабен, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих рядового Евангельского зачала, читаемого во время литургии: Евангелие от Луки (14:16-24) - притча о званных на вечерю.


     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:

     

    - Человеком, зовущим на большой ужин (вéчерю вéлiю), называет Иисус Христос Бога, ради беспредельного Его человеколюбия к человеческому роду;


     - под вечерию понимается вочеловечение Иисуса Христа, ибо как вечеря предлагается не утром, но вечером, при конце дня: так и Сын Божий воплотился не в начале сотворения мира, но егда прииде кончина лета;


     - поколику притча имеет двоякое знаменование — изображения и изображаемого, или письмени и духа: убо сия притча заключает многие слова, служащие только для связи писания и изображения, а не для познания изображаемого и духа. Сказал убо «многих»для связи письменной с смыслом притчи. Ибо если бы сказал: звал всех, никакого бы вероятия достойным не было его слово. Ибо кто когда, изготовив вечерю, созывает всех людей, да обедуют с ним? «Многих» убо сказал в литеральном смысле, в духовном же смысле чрез сие все разумеются;


     - между наслаждениями плоти и души различие состоит в том, что телесные наслаждения возбуждают к себе сильное пожелание, когда их нет, а когда их вкусят, тотчас по удовлетворении делаются отвратительными для вкусившего. Напротив же, духовные наслаждения бывают отвратительны, когда их не имеют, а когда имеются, тогда бывают желательны; и тем более возбуждают жажду в наслаждающемся ими, чем более наслаждают жаждущего;


     - вот, что Бог приготовил для званных на ужин: отпущение грехов, причастие Святого Духа, славу усыновления, Царствие Небесное и пророчества Евангелий;


     - у евангелиста Матфея Царь посылает рабов - пророков Ветхого Завета, а здесь посылается один раб - по смыслу речи, Сам Христос, для оповещения званных, что вечеря готова;


     - под теми, из которых один купил землю, а другой - пять пар волов, можно разуметь пристрастных к богатству, а под женившимся - сластолюбца. Если хочешь, пожалуй, разумей под купившим землю того, кто по мудрости мирской не принимает таинства (спасения). Ибо поле есть мир сей и вообще природа, а кто смотрит только на природу, тот не принимает сверхъестественного;


     - фарисей, быть может, заглядевшись на землю, то есть наблюдая только законы природы, не принял того, что Дева родила Бога, так как это выше природы. Да и все хвалящиеся внешней мудростью из-за сей земли, то есть из привязанности к природе, не признали Иисуса, обновившего природу;


     - иные же отрицались, извиняясь покупкою пяти супруг волов, которая означает привязанность к удовольствиям пяти чувств, составляющих пятерицу супруг. Ибо два имеем глаза, два уха, две ноздри, два орудия вкуса, язык, то есть, и небо; два осязания во всякой части, внешнее и внутреннее, то есть, бываемое на поверхности тела нашего, и внутрь проницающее даже до сердца и души нашей. Почему сии, будучи привязанными к чувственным удовольствиям, и не могши вместить духовное и небесное звавшего их Спасителя учение, говорили: «жестоко есть сие, кто может Его послушати?» (Ин. 6:60);


     - те, которые ссылаются пред нами на домашние дела и говорят, будто неизбежная надобность по этим делам удерживает их (от присутствия в церкви), – эти люди не могут получить прощения, так как призываются сюда только однажды в неделю, между тем и в это время не хотят предпочесть духовное земному;


     - покупка волов, земли, женитьба - дела необходимые, но и они не извинительны, когда призывает Бог, потому что все, необходимое для нас, ниже Бога. Сперва честь Богу, а потом уже забота о прочем. Какой слуга, скажи мне, станет заботиться о своем доме прежде, чем исполнит господскую службу? Так не странно ли – по отношению к людям, где господство – голое имя, оказывать господам такое почтение и повиновение, а к истинному Владыке, не только нашему, но и горних сил, не иметь и такого уважения, какое оказываем подобным нам рабам;


     - третий приглашенный отвечает своему другу (или Богу — назовите как хотите): «Я только что женился сам, я не могу прийти на твой пир. Как я могу прийти на твою радость, когда мое сердце переполнено моей, собственной? Для твоей радости в моем сердце места нет. Если я приду на твою радость, я должен на минуту забыть свою. Нет, этого я не сделаю!» Разве это не то, что так часто мы делаем в том или другом виде? Я хочу сказать, что у нас сердце чем-то переполнено, и в нем нет места, чтобы разделить чужую радость или чужое горе. Это же страшно подумать! Вот о чем нам говорит эта притча;


     - у нас высокое представление о нашем призвании. Нам надо что-то совершить громадное; я художник, я писатель, я умный человек; скажем даже: я священник, я проповедник, я богослов. Мне некогда заняться Богом, потому что я занимаюсь по отношению к другим людям изложением того, кто Он, что Он, говорю о тайнах Царства Божия… Жутко подумать об этом по отношению к себе, но и к другим!


     - большей частью то, что мы называем любовью, это порабощение другого и одновременно порабощение себя самого, это такое отношение к кому-то, когда мы к этому человеку привязаны, как осел привязан к стене; это не любовь. Такая привязанность — нечто совсем другое; это рабство. Мы призваны к такой любви, которая отрекается от себя, которая отрешенно и пламенно обращена к другому и способна видеть его или ее, А НЕ СЕБЯ в отражении;


     - один ответствует – "жену поях" (20); эта-то жена, которая помощницею дана на пути к сей вечери, теперь делается идолом, которая сердце своего мужа отнимает у Бога, которая сделала тебя уже прелюбодеем, заставив изменить благости Божией. Это Евва падшая, дающая Адаму невинному снедь запрещенную в приданое – и приносит проклятие, рождает болезни, оставляет в наследство смерть. Оставь ее! Напрасныя убеждения: уже воля в плену, сердце в оковах. Он ответствует вестнику Божию с первыми: имей мя отречена.....;


     - зрѣлище, достойное плача! Званные пребываютъ, какъ камни, невнимательными къ Призывающему. Кажется, только пораженные бѣдствіями, болѣзнями, нищетою, лишеніями, — только увѣчные и нищіе въ гражданскомъ смыслѣ способны послушать Бога: оказываютъ повиновеніе Богу, по выраженію Апостола, невѣжи по разуму міра, немощные, худородные, уничиженные въ мірѣ (1 Кор. 1, 27). И эти уничиженные міра должны, подъ руководствомъ Слова Божія, при мощномъ содѣйствіи Его, выдержать лютѣйшую брань съ своимъ паденіемъ, насильно покорить себя Богу, насильно доставить себѣ спасеніе. Очень вѣрно изображаетъ притча, что нищихъ, слѣпыхъ, хромыхъ и калѣкъ чудный Рабъ долженъ былъ уговорить и убѣдить, чтобъ они пришли на вечерю. Намъ сроднилось и полюбилось наше паденіе: тяжело разлучаться съ нимъ....;


     - нищими, увечными, хромыми и слепыми иудеи считали все народы на земле, кроме себя;


     - нищими, увечными, хромыми и слепыми являются все люди и народы на земле, пока они не познают Христа и не сядут за богатейшую трапезу Его даров, которыми Он одаривал и одаривает мир. И все мы без Христа нищие, все увечные, все хромые, все слепые. Только Господь наш Иисус Христос может обогатить нас истинным и таинственным богатством; только Он может исцелить нас от всех недугов и направить руки наши на добрые дела и ноги наши на путь истины и правды. Только Он может отверзть нам очи духовные и дать возможность увидеть наше бессмертное Отечество, исполненное всех свадебных даров и радостей;


     - сим же: «и еще место есть», показал богатство небесного царствия, показал же и то, что не только ради верующих из Иудеев, но и ради верующих из язычников от сложения мира уготовал Божественное Свое царствие, и что место есть, хотя избранные от Иудей и наследовали царствие, еще уготовленное и для имеющих веровать из язычников;


     - «господин! исполнено, как приказал ты» - когда о сем сказал Богочеловек Богу Отцу Своему? Когда наступало время страдания Его, тогда, «возвед очи Свои на небо», и кроме другого сказал и сие: «дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю» (Ин. 17:1-4). Являют же слова крайнее смирение человеческого Его существа пред вышеестественным существом Божества; также и то, что никто ни из Иудеев, ни из язычников, не уверовал в Иисуса Христа, разве по благоволению Бога Отца Его, по реченному: «никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» (Ин. 6:44);


     - «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти» - римские инквизиторы на этом тексте утверждали право свое преследовать еретиков. Но здесь, несомненно, речь идет о нравственном понуждении и ни о каком ином;


     - «Изыди на пути и халуги»: сие означает то, что Бог благоволил, да Евангельская проповедь Иисуса Христа изыдет от Иерусалима и от рода Иудейского и прейдет к самым неверием покровенным и идолопоклонникам, сущим на пути злочестия, то есть во мраке неверия, и на халугето есть во грехе. Халугою же назвал сей, поколику грех отлучает человека от Бога, так, как холм — места от других мест;


     - слово, а не бич, убеждает разум; разум же возрождает желание, желание же склоняется и приемлет догматы веры;


     - «Аще кто хощет», сказал Господь, «по Мне ити». Поколику же язычники и истинного Бога не знали, и закона Божественного не имели, ни словес Пророческих, ни Божественного Писания, руководящего к вере во Христа, так как народ Иудейский, и были подвержены всякому роду беззаконий, раболепствуя страстям и поклоняясь богам-пьяницам, любодеям, неправедникам и хищникам: убо для обращения таковых особенные нужны были средства, могущие убедить и просветить их в познании истины. Значит, следовательно, сие: убеди, склони их мысль сильными убеждениями, каковые были Апостола Павла для Ареопагитов; просвети душу светом святой жизни, каковой пример видеть можно на светлом жительстве Богопроведников Апостолов; плени сердце их творением чудес, каковые были сотворены учениками Христовыми пред язычниками;


     - сказал: «мнози звани», то есть, многие были от Бога призываемы, но «малые», по доброму расположению и по преуспеянию в добрых делах, остаются избранными и вечного блаженства достойными;


     - вы имеете ближних, друзей: не видя сердца их, им верите. Для чего же Богалишаете того удовольствия, в коем не отказываете людям, во всем вам подобным?


     - званные это все христиане, избранные же это те из христиан, которые и веруют и живут по христиански;


     - если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира. Что же делать? Молиться...;


     - мы себе на земле находим труд такой неотложный, что для Божьего дела, для жизни с Богом времени нет. И мы такую любовь находим себе на земле, что до Божией любви нет дела… «Вот придет смерть — тогда успеем»это все тот же самый ответ на Божию любовь;


     - мало избранных не потому, что Бог строго выбирает, не потому, что Он мало кого находит достойным Себя, а потому, что мало кто находит Бога достойным того, чтобы поступиться клочком земли, часом труда, мгновением ласки…;


     - в синодальном переводе те, кто отказывались от приглашения говорят: "прошу тебя, извини меня". А по-славянски сказано гораздо лучше: «Молю тя, имей мя отречена», — отрекаюсь от твоей вечери! Первые два все-таки извинялись, а этот даже не извинился, он просто и грубо говоритне нужна мне твоя вечеря. Я женился, мне предстоят брачные утехи, которые мне гораздо дороже твоей вечериИмей мя отречена..;

.
     - нищие духом - это сознающие свое ничтожествонравственную скудость и неспособность собственными силами устроить свое спасение, алчущие и жаждущие правды, со всей горячностью отвечающие на призыв в Царствие Христово, к жизни христианской.


ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:

     - в чем отличие притчи о брачном пире, приведенной у ев. Матфея в гл. (Мф. 22:1-14), от притчи о званных на вечерю у ап. Луки (Лк. 14:16-24)?
     - почему человек в притче приглашает на вечер, а не на обед?
     - раб послан был "сказать званым"Кто этот раб? Кто сии званые?
     - кого повелел господин искать рабу и почему именно "на дорогах" и "в переулках"?
     - какой же смысл заключает сие: «и убеди внити»? Или значит понудить насильно и мучительски убедить, так как некоторые из староверов, глупо и безумно сие принимая, тысячи людей убивали и умерщвляли?


       Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ зачал Апостола и Евангелия, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
Евангельское чтение:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - О различии между богатыми и бедными;
     - Какие обязанности мы имеем относительно веры;
     - О великом различии между благами земными или временными и вечными или духовными;
     - Еще место есть;
     - Пагубное влияние чрезмерной привязанности к земным благам на наше истинное благо;
     - Как мы должны смотреть на наши земные дела и занятия, чтобы они не препятствовали благочестию и добродетели?
     - Великое дело нашего обращения;
     - Истинно-христианский купец;
     - Царство небесное в образе званого ужина;
     - Уже всё готово!
     - О если бы миролюбцы обладали тем же для неба, чем они обладают для земли!
     - Чем грешники извиняют свои грехи?
     - Религиозное равнодушие;
     - Почему люди так мало ценят христианство?
     - Приидите! еще есть место;
     - Строгое повеление домохозяина к рабу своему — убеди придти — весьма серьезное предупреждение;
     - “Сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина.”


Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 25 декабря 2011 года, в неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, и день памяти свт. Спиридона Тримифунтского, после Божественной литургии в храме вмч. Никиты в Старой Басманной слободе в Москве, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

Сегодняшнее чтение из Евангелия от Луки (Лк. 14:16-24) помогает нам понять, как нужно жить для того, чтобы быть с Богом. А быть с Богом — это и означает идти по пути духовного совершенствования, вершиной которого является человеческая святость. А почему именно это Евангельское чтение помогает нам понять, может быть, самое главное, что нужно иметь в виду тем, кто желает восходить по лестнице совершенства? А потому, что в Евангелии очень ясно говорится, что Бог должен быть для человека основной доминантой жизни. Бога ни на что и никогда разменивать нельзя. Связь с Ним, молитвенная связь, общение с Ним являются величайшей ценностью человеческого бытия, и большей ценности нет, потому что Бог — источник жизни. Он Промыслитель рода человеческого, человеческой истории и бытия всей вселенной, и нет более великого дела, чем иметь общение с Богом.
     Иногда нам кажется, что самым важным делом является общение со светским начальником, от которого зависит наша судьба. Чего мы только ни делаем, чтобы угодить этому начальнику: и подарки, и знаки внимания, и стараемся дисциплинировано исполнять его указания, и выстраиваемся в струнку, и глаза горят, когда на него смотрим! И если втайне спросить такого человека, что для тебя самое главное, он скажет: это и есть самое главное, ведь от начальника зависит мое будущее, мое личное благополучие, благополучие моей семьи, возможность продвигаться по служебной лестнице; поэтому я все делаю для того, чтобы угодить ему.
     Но Господь притчей, которую мы сегодня слышали, убеждает нас, что самое главное дело в жизни — это стремление угодить Богу, откликнуться на Его призыв, построить свою жизнь по Его закону. Нет большей ценности — все остальное не на порядок, а на сотни порядков ниже; и те, кто понимает это, те, кто таким образом выстраивает свою жизнь, и становятся святыми.
     Не следует понимать эту притчу так, что Спаситель осуждает покупку земли, или пяти пар волов, или женитьбу. Не говорит господин пира: плохо, что ты купил землю; не надо было покупать волов, да и жениться не следовало. Нет таких слов в Евангелии! Но Господь выстраивает приоритеты и говорит: приобретая землю, трудясь на ней, получая образование, воспитывая детей, строя себе дом, делая свою карьеру, не забывайте, что самое главное — это откликнуться на Божественное приглашение стать участниками брачного пира, откликнуться на призыв Бога быть с Ним, верить в Него, и этой вере подчинять свою жизнь.


Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).

Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 30 декабря 2018 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.

Ссылка: http://bogoslov-kubansobor.ru/nedelya-tridcat-pervaya-po-pyatidesyatnice-2018.php

Файлы для печати высокого разрешения:

в формате jpg:

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_301218_1.jpg

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_301218_2.jpg

в формате pdf:

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_301218_1.pdf

http://bogoslov-kubansobor.ru/images/listki/ned_301218_2.pdf

Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor

 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2019 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version