Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

27.04.2018 Материалы для подготовки к Божественной Литургии в Неделю о расслабленном, 29 апреля

      Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в Неделю о расслабленном 29 апреля 2018 года.

 
     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
     - богословский смысл чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного из Евангельского повествования;
     - синаксарь в неделю четвертую по Пасце, о разслабленном (церковнославянский текст (транслитерация) и современный перевод);
     - протоиерей Иоанн Толмачев (†1897) Практическая Гомилетика. Том 2. Недели Триоди Цветной. Неделя о Расслабленном;
     - святитель Иоанн Златоуст (Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова, Беседа 38);
     - проповедь святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкий) в Неделю о расслабленном (1958 г.);
     - святитель Игнатий (Брянчанинов). Поучения в неделю о расслабленном.О наказаниях божиих;
     - особенности богослужения в неделю о расслабленном;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Николай Сербский, преподобные Максим Исповедник, Ефрем Сирин, блаженный Феофилакт Болгарский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), митрополит Антоний Сурожский, библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Иоанна (5:1-15).
     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:
     - жизнь ради жизни – земная жизнь ради земной жизни! – и здоровье ради здоровья означают бесцельную жизнь и бесцельное здоровье;
     - то, что является средством, не может быть целью. Когда Бог послал вас в жизнь сию, Он сделал это с некоей целью; и когда Он дает вам здоровье, Он, опять же, делает это с некоей целью;
     - хотя больной сей так страдал по собственным грехам, все же им нельзя не восхищаться; и, думая о нем, нельзя не вспомнить о многих наших современниках, слабохарактерных мужчинах и женщинах, юношах и девушках, которые под бременем несравнимо меньших и менее продолжительных скорбей поднимают на себя руку, уходя в мир иной как самоубийцы;
     - если ты теперь получишь исцеление - непосредственным чудом Божиим, или по молитвам святого, или через соборование, через причащение Святых Даров, исцеление в результате истинного, глубинного, потрясающего покаяния, то жизнь, которая последует, здоровье, цельность, новизна, которая тебе будет дана, уже не твоя, природная жизнь. Жизнь тебе дана, как новый дар, словно ты уже умер и воскрес;
     - в Иерусалиме столько народу, столько праздных, богатых, сильных - но нет человека; бесчисленные священники читают Закон Божий и учат народ милосердию – но нет человека; иудеев много, тысячи и тысячи их приходят на праздник в Иерусалим - но нет человека; Господь пришел, чтобы еще и делом, а не только словом обличить страшное жестокосердие рода окамененного, пришел Человек ради человека;
     - мы, если только не получаем чего-либо от Бога после кратковременной, хотя и усердной молитвы, тотчас бросаем ее и охладеваем. Но, скажут, весьма трудно молиться постоянно. Какая же добродетель не трудна? Потому постоянная молитва и весьма полезна, что весьма трудна;
     - пока люди были под законом, были рабами закона, Господь чрез раба Своего (Ангела) посылал помощь рабам. Пришедшей же и заменившей закон благодати, Сам Господь приблизился к людям, как отец к сынам, и непосредственно Сам подал им дары из руки Своей;
     - дабы показать, что больному дано полное исцеление, Господь заставил его нести постель - не как больной, постепенно выздоравливающий... И если бы он молчал об исцелении, возопила бы его постель;
     - и мы часто, подобясь Иудеям, видя ошибки и погрешности других, осуждаем по лукавству сердца нашего: добродетели же и добрых дел, наподобие слепых, никогда не примечаем, и об них, как немые, нимало не говорим;
     - взгляните на еще одно доказательство крайней окамененности иудеев и их субботнического волхвования! Исцеленный человек сперва упоминает о своем исцелении как о самом главном, а затем о несении постели как о второстепенном, в то время как иудеи совсем не обращают внимания на его исцеление, на его жизнь. Видите ли, как благочестие людей израильских, некогда возвышенное, выродилось в субботническое шпионство? И как священническое служение Богу живому обратилось в полицейскую охрану идола богини Субботы?
     - выставляющий свое доброе дело напоказ, словно на базаре, подобен человеку, оставляющему свою овцу среди волков: следует бережно охранять свое доброе дело, дабы оно не вызвало ни человеческих похвал, ни человеческой зависти. Но тот, кто намеренно вызовет похвалы и зависть людей, одним своим добрым делом сотворит два злых: похвала повредит лично ему, а зависть – другим;
     - мы не знаем, какой грех совершил расслабленный; но сие и не нужно знать, ибо известно, что всякий грех означает оскорбление Бога и богоотступничество и что всякий нераскаянный грех рано или поздно принесет неизбежные страдания и муки;
     - если ты мог оправдываться в бывшем ранее грехе недостаточным познанием Бога и Его могущества, то после того, что на тебе было явлено, ты ничем не сможешь оправдаться: вот дивное и страшное предупреждение и всем нам: однажды почувствовав на себе милость Божию, не будем больше грешить, чтобы не случилось с нами чего хуже, хуже того, от чего мы милостиво избавлены.
 
ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:
     - Христос не раз в течение Своей евангельской жизни обращается к человеку, который болен, нуждается в исцелении, и его спрашивает: «Хочешь ли быть цел?». И совершенно естественно перед нами встает вопрос: кто же не хочет быть здоровым? Что за вопрос, зачем его ставить? Разве каждый из нас не ответит: «Хочу выздороветь от всех моих болезней, хочу стать здоровым, сильным, крепким, умным и т.д.";
     - почему Спаситель, исцеляя расслабленного, не требует от него веры, как в других случаях исцеления?
     - зачем Иисус не только ставит больного на ноги, но и приказывает поднять постель?
 
Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 25 апреля 2010 г., в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
 
     Нам иногда кажется, что Бог должен немедленно откликаться на наши просьбы, что Бог должен нас постоянно сопровождать на нашем жизненном пути, что Он должен вмешиваться во все наши жизненные обстоятельства, иногда такие простые, мелочные, в наши конфликты, в наши человеческие недоразумения. Мы ведь постоянно призываем Бога вмешаться, когда говорим: «Господи, с соседкой поссорилась (или поссорился), уж такая плохая соседка — Ты мне помоги»; на работе что-то произошло — «помоги»; на поезд опоздал — «помоги». Казалось бы: Божие всемогущество, Божие величие — и наши повседневные заботы… Ну понятно, расслабленный ходить не мог — вопрос жизни. А что мы со своими скорбями, со своими повседневными заботами?
     Так вот, каждый должен помнить, что пред Богом нет больших или маленьких проблем. У Бога нет сильных, властных, выдающихся, талантливых, богатых или, наоборот, бесталанных, бедных, больных. У Бога есть Его дети, и каждый обращается к Богу с той проблемой, которая его ранит. Для одного это вопросы большой политики, а для другого — отношения с соседкой, или с кем-то из семьи, или с кем-то по работе. Человек так устроен, что и самые огромные проблемы, с которыми сталкиваются главы государств и правительств, и наши простые человеческие проблемы сердце ранят одинаково. Вот почему у Бога и нет различия: большая проблема или малая, великий человек или совсем незаметный. Пред Богом — вся наша внутренняя жизнь, пред Ним — наша радость и наша боль, и Он откликается на радость и на боль любого человека. Вот почему нужно обращаться к Богу постоянно с молитвой — даже тогда, когда на поезд опоздал, и что-то не рядится в жизни, и заболел, и скорби семейные, и неудачи по работе.
     Но к Богу нужно обращаться с молитвой, когда решаются задачи и огромной важности. Вот почему сегодня Церковь несет свое свидетельство, в том числе, и в мир политики, в мир экономики. Она обращается со словами к власть имущим, потому что везде должно быть Божией присутствие — и в большом, и в малом; потому что вся наша жизнь должна быть Богу посвящена, ибо Бог — наш Отец, и мы Его дети. Как родители земные сокрушаются по поводу самых незначительных проблем своих детей — маленький ребенок заплакал в кроватке, и мать тут же подбегает к кроватке, не задаваясь вопросом, большая или малая причина слез ее младенца, она отдает себя всю в этот момент, чтобы помочь плачущему младенцу, — так и Господь в каждый момент нашей жизни, если мы с верой обращаем к Нему свою молитву, вместе с нами и в больших, и в малых проблемах.
     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ зачал Апостола и Евангелия, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
чтение Евангелия:
     - Практический очерк содержания рядового чтения. Иисус Христос, как Врач души и тела;
     - Что делает истинный христианин в болезни?
     - Христианские спасительные средства против человеческих болезней;
     - Болезни приходят от руки Божьей;
     - Причина того, что всемогущая сила благодати не исцеляет наших душевных недугов заключается в нас самих, в нашем нехотении;
     - О страданиях, их значении и окончании;
     - Когда христианин надлежащим образом относится к своим болезням и страданиям, постигающим его по его собственной вине?
     - Вера доставляет страждущим истинное утешение.
чтение Апостола:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Мы должны теперь умирать и воскресать;
     - Какую великую силу имеет милостыня;
     - Свойства истинной благотворительности;
     - Великая сила имени Иисусова.
Образцы церковной проповеди:
     - Поучение в неделю о расслабленном: Грех есть болезнь;
     - Поучение в неделю о расслабленном: Побуждение служить больным;
     - Библиографический указатель слов, бесед и поучений на Неделю о Расслабленном.
Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 29 апреля 2018 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
 
Новости курсов также доступны ВКонтакте: vk.com/bogoslov_kubansobor  
 
 

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2018 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version