Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

13.04.2018 Неделя апостола Фомы, 15 апреля. Материалы для подготовки к Божественной Литургии

      Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в Неделю апостола Фомы 15 апреля 2018 года.

Ссылка: http://bogoslov-kubansobor.ru/antipaskha.php
     В субботу завершается Светлая седмица, закрываются врата иконостаса и нам раздают артос. Но празднование Воскресения Христова не закончилось: чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается, хотя и с меньшей торжественностью, еще 32 дня, т. е. до праздника Вознесения Господня. Каждая неделя от Пасхи до Пятидесятницы (Дня Святой Троицы) посвящена воспоминанию определенного события евангельской и древнехристианской истории, – события, которое и сообщает этой неделе особое наименование в церковном календаре.
     Вторая «неделя» (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей Фоминой (первой "неделей" считается сам День Пасхального Воскресения).
     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
     - синаксарь в неделю Фомину;
     - проповедь святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкий) в Неделю о Фоме 2 мая 1954 г.;
     - проповедь митрополита Антония Сурожского;
     - особенности богослужения на пасхальной (светлой) седмице;
     - особенности богослужения в Фомино воскресенье;
     - день Пасхального поминовения усопших - Радоница;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, Марк Эфесский, Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Николай Сербский, блаженный Феофилакт Болгарский, преподобные Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, монах Евфимий Зигабен, библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Иоанна (20:19-31).
     СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ:
     - Божественное действие не дивно, если оно бывает понимаемо разумом; и та вера не имеет заслуги, для которой разум человеческий представляет опыт;
     - дивным и непостижимым образом Искупитель наш, после воскресения, явил тело и невредимым, и осязаемым для того, чтобы, показывая оное невредимым, приглашать к награде, а представляя осязаемым, утверждать в вере;
     - Спаситель явил Себя и невредимым и осязаемым для того, чтобы показать, что после воскресения тело Его было хотя того же естества, но другой славы;
     - как Дух именуется «посылаемым» потому, что «исходит», так и Сын прилично именуется «посылаемым» потому, что «рождается»;
     - Господь сперва вооружил Своих учеников обилием мира; потом – как Он возвысил их достоинство, сравнивая их апостольство со Своим и посылая их так, как Он Сам был послан Отцем; затем дает им силу и власть. Силу Он дает им, дунув им в лице, а власть – чрез сказанное Им слово;
     - сие есть первое дарование Духа Святаго. Второе произойдет в пятидесятый день после этого знаменательного вечера. Сие первое дарование – чтобы оживить и укрепить самих учеников, а то второе – для их апостольского служения в мире – чтобы оживить мир;
     - бичом для людей становится бессильный человек, дорвавшийся до власти судии и старейшины. Это труп, привязанный к седлу необузданного коня. Так бывает у язычников, у которых за власть борются; но так не должно быть у христиан, у которых власть дается от Бога тем, кому сперва дается сила Духа Святаго;
     - на земле даруется Дух для того, чтобы любили ближнего; а с неба ниспосылается Дух для того, чтобы любили Бога. Первый от Господа, пребывающего на земле, последний — с неба; потому что в любви к ближнему скрывается учение, как должно достигать любви к Богу;
     - о Святом Духе говорим, что Он от Отца, но не говорим, что Дух и от Сына, подобно тому, как луч и сияние (происходят) от солнца, ибо оно есть источник и луча и сияния; но сияние чрез луч нам сообщается, и оно освещает нас и приемлется нами. О Сыне же не говорим ни того, что Он – Сын Духа, ни того, что Он – от Духа;
     - то, что после Воскресения Господь через дуновение дает Дух Ученикам, латиняне объясняют тем, что Дух Святый от Него исходит. Но что отнюдь не самое существо Духа было тем, что тогда было дано через дуновение, явствует из того факта, что тогда еще Дух Святый не пришел. «Аще бо не иду..., — говорит Христос, — Утешитель не приидет к вам» (Ин. 16:7);
     - сила веры зависит от благодати Божией;
     - по чистоте и святости Своей Бог не пользуется злом для блага и не использует худых средств для достижения благих целей; но по мудрости и любви Своей к людям Он исправляет наши худые пути и обращает их ко благу;
     - Фома мого рассуждать и так: "но не уверовали бы вы, если бы прежде всего не созерцали; так и я: если не увижу, не уверую";
     - останься, Фома, при таком желании, старательно останься, чтобы я был утверждён душою, когда ты будешь смотреть; останься, ища сказавшего: «ищите, и найдете» (Мф. 7:7); не просто мимоходом исследуй, (но) пока не найдёшь сокровища, которое ищешь; останься, ударяя в дверь беспрекословного знания, пока тебе её откроет сказавший: «стучите, и отворят вам»;
     - Господь, окруженный ангельскими ликами, радостно приветствующими Его как Победителя смерти, оставляет Свое небесное стадо и спешит спасти одну пропавшую овцу: явился во второй раз ради Фомы, ради одного человека, одного грешника;
     - научимся никогда не разделять сих двух таинств: Иисуса распятого и Иисуса воскресшего. В смерти Иисуса Христа мы видим только немощи человека, и помышляя только о сём, могли бы ослабеть в своём мужестве: в Его воскресении мы видим только славу Бога и не найдём ничего для подражания: но соединяя Его смерть и Его воскресение, мы зрим Богочеловека, Который всецело есть основание той святой веры, которую мы имеем счастие исповедовать;
     - словами: "Господь мой и Бог мой!" Фома признал Христа как Человека и как Бога, обоих в одной живой Личности.
ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА:
     - каким образом тело Господне по воскресении было телом истинным, когда оно могло входить к ученикам через запертые двери?
     - почему Господь дважды говорит Апостолам: "мир вам"?
     - почему Спаситель явился второй раз только после восьми дней, а не ранее?
     - вторая встреча Господа с Апостолами: что символизирует то, что это произошло при закрытых дверях?
     - где же описаны все сии многие истинные знамения, бывшие в продолжение сорока дней?
     - Своим явлением Фоме преблагий Господь помог и всем нам легче веровать в Него, воскресшего и живаго, и чрез ту веру иметь часть в вечной истине и вечной жизни. "Во имя Его", – добавляет Евангелист. Почему во имя Его?
 
Проповедь патриарха Московского и всея Руси Кирилла 19 апреля 2015 года, в день Антипасхи, Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы,, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
 
     Евангельское повествование об очень многом нам свидетельствует. Прежде всего, оно свидетельствует о том, что Христос воскрес с телом, которое несло на себе печать Его страданий, которое обладало некой исторической памятью. По единодушному мнению отцов Церкви, так же и каждый из нас воскреснет со своим телом. Оно не будет в полной мере соответствовать тому телу, в которое мы сейчас облечены, но, как и тело Спасителя, наше тело будет иметь историческую память. Всё, что хранит наша память, останется в нашем теле и после воскресения. Мы будем помнить всё, и даже лучше, чем теперь, поскольку сейчас наша память связана с такими явлениями, как кровообращение головного мозга, состояние психики. А воскресшее тело будет обладать прекрасной памятью, которая будет обличать нашу совесть в день Страшного Суда.
     Мы знаем, что Господь являлся в теле одномоментно в одном и другом месте, то есть Его тело было вне времени и вне пространства. Мы знаем, что Он проходил через стены. Мы знаем, что Он пребывал где-то помимо того места, где Он общался со Своими апостолами. Все это является до поры до времени тайной, хотя многих из нас от этой тайны отделяют лишь годы — даже не десятилетия. Все откроется после смерти. Тогда уже будет не вера - тогда будет знание, и никто не сможет, оправдываясь перед Богом, сказать: «Вот теперь я Тебя вижу, теперь я все знаю, и если бы я снова жил эту человеческую жизнь, я бы ее прожил иначе». Наверное, никто из нас так не скажет, понимая все безумие этих слов.
     У святого Ефрема Сирина есть замечательные слова: как светильник не может гореть без елея, так без веры не может человек обладать добрыми мыслями. А почему так? А потому что для того, чтобы иметь добрые мысли, чтобы этих мыслей было больше, чем злых, чтобы эти мысли реализовывались в поступках, нужна вера, нужна связь с Богом. Только эта связь создает прочную систему жизненных координат, живя в которой, воспитываясь в которой, человек привыкает приобретать добрые мысли и творить добрые дела.
     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Возвращение к прежним грехам;
     - Чем являются для нас раны Господни;
     - Вера и благочестие служат самым прочным основанием мира и благоденствия обществ и государств;
     - Предосудительное упрямство в деле веры;
     - Что принес Воскресший Господь своим ученикам из своего гроба?
     - Благодатная Божья десница, простертая всем душам при их падении;
     - Пытливость нашего разума о таких предметах, о которых умалчивает Священное Писание;
     - Как счастливы те, которые исповедуют свою веру сердцем, устами и делами (ст. 29);
     - Для Иисуса Христа запертые двери не являются преградой;
     - Сомнение Фомы совершенно отлично от сомнения толпы неверующих;
     - Причины по которым чаще всего возникает неверие;
     - Все мы должны быть посланниками Христовыми;
     - “Блаженны невидевшие и уверовавшие” (ст. 29).
Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 15 апреля 2018 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
Ссылка: http://bogoslov-kubansobor.ru/antipaskha.php
Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor
 

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2018 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version