Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

02.03.2018 Материалы для подготовки к воскресной Божественной литургии во Вторую неделю Великого поста, святителя Григория Паламы, 4 марта

 Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к воскресной Божественной литургии во Вторую неделю Великого поста (4 марта 2018 года), святителя Григория Паламы.

 
 
РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
     - житие святителя Григория Паламы;
     - сущность, философия и богословие исихазма;
     - кто такие мессалиане?
     - святитель Григорий Палама: "Святогорский томос в защиту священнобезмолвствующих";
     - Синаксарь в неделю вторую Великого поста святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (церковнославянский (транслитерация) и русский текст);
     - особенности богослужения второй недели (воскресенья) Великого поста;
     - чинопоследование литургии Василия Великого;
     - основные отличия литургии Василия Великого;
     - проповедь святителя Игнатия (Брянчанинова): Поучение во вторую неделю Великого поста. Значение поста для человека;
     - проповедь святителя Николая Сербского (Велимировича): Неделя вторая Великого поста. Евангелие об исцелении расслабленного;
     - митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального переводов Священного Писания;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Григорий Палама, Иоанн Златоуст, Филарет Московский, Феофан Затворник, преподобные Максим Исповедник, Ефрем Сирин, блаженный Феофилакт Болгарский, праведный Иоанн Кронштадтский, митрополит Антоний Сурожский, архиепископ Никифор (Феотокис), игумен Пантелиемон, монах Евфимий Зигабен, библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Марка (2:1-12) - об исцелении расслабленного.

Святые Отцы во всей глубине раскрывают нам смысл Писания:
 
      - все мы любители послушать и посмотреть, но не все любители добродетели;
     - красота, истина, добро требуют от нас подвига - и нам так часто не хочется подвига, нам жалко оставить нашу прошлую жизнь, нам хочется продолжать жить, как прежде, но чтобы вместе с тем «все было хорошо»;
     - наша вера - не просто наша собственность, которая действует только в нас и нас ради; наша вера может совершить дела милосердия и может открыть путь Божественному воздействию;
     - расслабленный есть всякий ум, немощный во грехах и не способный узреть Слово естественным созерцанием;
     - иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им к спасению;
     - душа без веры есть сосуд запертый для благодати, а душа верующая – открытый;
     - ум без веры каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, но требует осязательнейшего чуда;
     - Господь исцеляет больного от расслабления и духовного и телесного, и невидимое открывает посредством видимого;
     - как при свете солнца, мы восхваляем не воздух, участвующий в сиянии, но солнце, обладающее светом и подающее озарение его; и если даже мы и восхваляем эфир, как светящийся, то насколько больше восхваляем солнце?
     - Господь не слышал исповедания веры расслабленного и его друзей, но Он видел веру их, которая была очевидна и для духовного, и для телесного зрения Господа.   

     Толкования Святых Отцов дают всем нам ответы на самые важные вопросы:

      - почему Господь называл Капернаум "Своим городом"?
     - что такое расслабление, откуда оно берется?
     - что символизирует кровля дома, которую разобрали друзья расслабленного, чтобы доставить его к Спасителю?
     - почему Спаситель говорит расслабленному: "чадо, отпущаются тебе грехи твои", а не: "исцеляется болезнь твоя"?
     - чем Христос при излечении расслабоенного показал неопровержимое знамение Своего Божества и равенства с Отцом?
     - что надо разуметь под одром, на котором возлежал расслабленный?

проповедь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 16 марта 2014 года, по окончании Божественной литургии в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы в неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:

     "Мир, реальность влияют на формирование мыслей, и сегодня в нашем греховном мире на человека обрушивается информационное пространство, которое так или иначе формирует греховный образ мыслей, – это и фильмы, книги, телевидение, Интернет, реклама… И когда человек видит эти внешние раздражители, когда он впускает их в свое собственное внутреннее «святилище», в свое «святая святых», в свой разум, в свое сердце, то эти мысли начинают работать. И сопротивляться врагу, который уже ворвался вовнутрь крепости, очень трудно – обычно города, через крепостные ворота которых проникал враг, сдавались практически без боя.
     Вот так происходит и в нашей жизни. Когда мы впускаем греховные помыслы, возникающие от соприкосновения с греховной стороной человеческой жизни, эта мыслительная часть души, по слову Григория Паламы, начинает формировать наше отношение ко многому, в том числе ко греху. Мы становимся расслабленными, мы говорим: «А что особенного? Другие поступают еще хуже. Почему я должен не делать то, что мне хочется? Я один раз живу! Почему я не должен удовлетворять свои потребности – есть, пить, блудить, прелюбодействовать, клеветать, обманывать, прокладывать нечестными средствами свое продвижение по службе, достигать каких-то политических или экономических целей или просто господствовать в семье, порабощать окружающих людей?»
     Духовное расслабление ведь не означает отсутствия активности. Человек может быть очень активным, а духовно, внутренне – парализованным. Как же воздействовать на эту мыслительную часть нашей души? Святитель Григорий Палама учит нас необходимости сосредоточения, внутреннего контроля над самим собой, а применительно к внешним обстоятельствам нашей жизни - контроля над всем тем, что входит в нас, особенно контроля над тем, что входит в неокрепшие детские души, в души юных людей, совсем еще неустойчивых, слабых, - полных энергии, но неспособных критически воспринимать то, что их окружает, и в особенности неспособных отделять правду от лжи и добро от зла. Таков анализ, который предлагает нам святитель Григорий Палама, – анализ того, как мы должны жить, чтобы уметь разбросать кровлю мыслительной части нашей души и открыть ее навстречу Божественной благодати. Эти мысли удивительно современны и удивительно актуальны."

Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 4 марта 2018 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
 
 
Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor и в Facebook: https://www.facebook.com/bogoslovkubansobor/

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2018 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version