Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

22.02.2018 Торжество Православия. Материалы для подготовки к воскресной Божественной литургии в Первую неделю Великого поста, 25 февраля

 Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в первую неделю Великого поста (25 февраля 2018 года), в день празднования Торжества Православия, установленный Церковью в память о событии победы над иконоборчеством, которая ознаменовала собой победу над ложными учениями вообще.

 
По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора в неделю Торжества Православия, 25 февраля, впервые прихожане Свято-Екатерининского кафедрального собора придут на богослужение, держа в руках любую чтимую икону.
 
"Это греческая традиция, имеющая глубокий духовный смысл. В Греции каждый год в неделю Торжества Православия люди личным крестным ходом, добираясь в храм пешком, на общественном транспорте или на личном автомобиле, несут в руках икону. Так они выражают свою Православную веру и любовь к Богу и Церкви. Мы хотим, чтобы прихожане Собора приобщились к этой традиции и пришли в Собор с иконой в руках. С этой иконой они помолятся за Божественной Литургией и Чином Торжества Православия."   
настоятель Свято-Екатерининского кафедрального собора протоиерей Игорь Олжабаев
 
     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
 - история праздника;
     - пояснения доктора церковной истории, преподавателя канонического права в Сретенской духовной семинарии протоиерея Владислава Цыпина:
- Список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года;
- Что такое анафема по сути? Правомерно ли, как делают некоторые, именовать анафему «церковным проклятием»?
- Может ли даже анафематствованный еретик, покаявшись, вернуться в Церковь?
- В истории Церкви имеются примеры отмены анафемы?
- Правильно ли будет сказать, что провозглашение анафемы – это констатация Церковью того факта, что человек пребывает вне Ее тела?
- В настоящее время в полном виде чин Торжества Православия совершается не во всех храмах и анафематствование при этом часто опускается. На ваш взгляд, чем это объясняется?
Политические преступники отлучались от Церкви по факту осуждения светским судом?
- Насколько в прошлом было взаимосвязано провозглашение анафемы и гражданская казнь еретика?
- В Католической церкви существует аналогичный чин, содержащий анафему еретикам?
- Сейчас в среде людей образованных, но далеких от Церкви, при упоминании термина «анафема» часто вспоминают Льва Толстого. И далее, как правило, следуют обвинения в адрес Церкви, которая-де помогла царскому правительству расправиться с яркой инакомыслящей личностью…
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА от 20–22 февраля 1901 г., № 557, С ПОСЛАНИЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ ПРАВОСЛАВНЫЕ ГРЕКО-РОССИЙСКИЕ ЦЕРКВИ О ГРАФЕ ЛЬВЕ ТОЛСТОМ
- Считаете ли вы целесообразным возобновление употребления этой части чина Торжества Православия с внесением некоторых изменений в те его положения, которые в настоящее время могут быть восприняты как анахронизм, например в части, касающейся православных государей? В ней предаются анафеме «помышляющие, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению», а также дерзающие «противу них на бунт и измену»…
     - особенности богослужения первой седмицы и первой недели Великого поста;
     - чинопоследование Торжества Православия;
     - описание трех чинопоследований литургии, совершаемых в настоящее время в Православной Церкви;
     - основные отличия литургии Василия Великого;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Николай Сербский, Лука Крымский, блаженный Феофилакт Болгарский, праведный Иоанн Кронштадтский, митрополит Антоний Сурожский, архиепископ Никифор (Феотокис), игумен Пантелиемон, монах Евфимий Зигабен, библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Иоанна (1:43-51) - о призвании Филиппа и Нафанаила

Святые Отцы во всей глубине раскрывают нам смысл Писания:
      - учение Христа в высшей степени просто, так просто, что доступно пониманию самого простого, самого необразованного человека;
     - слова Христовы имеют всепобеждающую, ни с чем не сравнимую силу именно благодаря простоте своей, той простоте, благодаря которой с неудержимой силой проникают они в сердце человека, даже самого простого. И от всех нас требуется именно такая простота;
     - истинный христианин это человек, который право и прямо, твердо мыслит, рассуждает, верует, уповает, говорит и действует;
     - лукавый человек занят самим собою, и ему нет дела до других людей. Лукавому человеку угодны похвалы и лесть;
     - подавляющее большинство тайн и сил Христа остались неизглаголанными и сокровенными, чтобы открыться и явиться только святым в Его Небесном Царствии. Им сказано, открыто и сделано лишь столько, сколько потребно для спасения нашего без давления и насилия над нашею волей, нашею свободой выбора и свободой самоопределения;
     - Апостолы увидели, что перед ними Живой Бог, ставший живым человеком, что в Христе полнота Божества обитает телесно, что настало Царство Божие, потому что Бог и Его люди уже не разобщены, - они связаны в лице Христа воедино;
     - Нафанаил, кроме того, именует Его и Сыном Божиим, чем возносит Его личность высоко над вульгарным пониманием Христа как обычного земного царя на престоле Давида;
     - в том, что Христос есть Существо высшей, божественной природы, Нафанаил мог убедиться, припомнив слова 2-го псалма, где Бог изображается "днесь", т. е. вечно рождающим Сына, чем Сын отличается от всех людей: "возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне (днесь) родил Тебя;" (Пс. 2:7);
     - небо всегда отверсто для людей; но люди закрыты для неба, так что они видя не видят и слыша не разумеют; Господь для того и сошел на землю, дабы явить людям отверстое небо;
     - скоро мы все полностью окажемся в отверстом небе; и при этом те из нас, кто покаялся и очистился, – в вечном животворящем присутствии Бога живаго, а нераскаянные, богохульники и нечистые – в вечном отсутствии Бога, в муках и тьме внешней.   

     Толкования Святых Отцов дают всем нам ответы на самые важные вопросы:
     - почему Господь явился сперва в Галилее, сем темном и заброшенном уголке Палестины?
     - чем было обусловлено столь быстрое решение Филиппа немедленно последовать за Господом?
     - почему Филипп не говорит: «Мы нашли обетованного Мессию», или «Сына Давидова», или «Царя Израилева», или «Господа Христа», а только дает Нафанаилу понять: они нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки?
     - что это значит – "Израильтянин, в котором нет лукавства"?
     - что так поразило Нафанаила в ответе Спасителя: "Я видел тебя"?

проповедь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Неделю первую Великого поста (2016 г.), Торжества Православия, после богослужения в Храме Христа Спасителя в Москве, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
     Сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название «дехристианизация». Мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества - нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли. Все это мы формулируем очень просто - мы должны защищать Православие, как защищали его отцы VII Вселенского Собора, как защитили его Патриарх Мефодий и императрица Феодора с сонмом иерархов, как защитили его святитель Марк Эфесский и наши исповедники и новомученики Церкви Русской.
     У нас есть два пути. Один путь очень простой: раз вы не соглашаетесь с проповедью Евангелия, значит, вы еретики или безбожники, с вами не может быть никакого разговора, потому что, общаясь с вами, мы можем потерять свою правду. Известно, и среди нас есть те, кто так говорит. Но есть и другой подход: когда тебе задают вопросы, даже небезобидные, попытаться понять, что движет твоим собеседником - желание воевать или все-таки докопаться до истины. Вместо того чтобы отмахнуться и сказать: «Уйди с моего пути, еретик, безбожник», мы отвечаем на вопросы собеседника со смирением, с упованием на волю Божию, в надежде, что наши слова достигнут цели.

Мы публикуем Воскресные листки для подготовки к воскресной службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в ближайшее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать Воскресный листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 25 февраля 2018 года.
Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
 
 
Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor и в Facebook: https://www.facebook.com/bogoslovkubansobor/

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2018 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version