Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

08.02.2018 О Страшном Суде. Материалы для подготовки к воскресной Божественной литургии, 11 февраля. Неделя мясопустная

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной литургии в неделю мясопустную, о Страшном Суде, которая состоится 11 февраля 2018 года.

 
 
Перед Великим постом Устав назначает три приготовительные недели, или седмицы, которые постепенно приуготовляют душу человека к подвигу - это характерная черта православной литургической традиции. Неделя о Страшном Суде – третья из них. Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом. Великий Пост - это главным образом духовное путешествие, а цель его - Пасха, "Праздник из Праздников".
Три казни обнаруживает ответ Божий к грешникам:
отлучение от Бога - "иди́те от менé, прокля́тiи";
вечный огнь - "во óгнь вѣ́чный";
пребывание с злыми диаволами - "уготóванный дiáволу и áггеломъ егó".
      Казнь же изготовил токмо для диаволов: "иди́те от менé" сказал, "во óгнь вѣ́чный, уготóванный дiáволу и áггеломъ егó". Но люди тогда токмо осуждаются с немилостивыми бесами в вечный огнь, когда бывает жестокосердыми, так как и бесы
     Братья и сестры, а не страшнее ли "иди́те от менé, прокля́тiи", нежели "óгнь вѣ́чный"??? Ведь мы останемся без Бога!!!
     Мы думаем, что для доброго ответа на Страшном Суде нам необходимо совершить нечто внешне героическое, не менее чем "спасти мир", и даже готовы пожертвовать собой. Но ведь пророки всегда говорили: "Милости хочу, а не жертвы" (Ос. 6:6). Господь посылает испытания каждому по силам его, и не обязательно, что всем выпадет проявить подвиг жертвенности. Но как же мы будем готовы к подвигу жертвы, если не будем ежедневно, ежеминутно творить милости? А это подвиг не менее трудно исполнить, так как его надо творить не единомоментно, а постоянно, не давая себе передышки.
     Часто можно услышать слова: "Господь же всепрощающий - и меня простит"Лукавая уловка... Да, Господь - Всепрощающий, но на прощение и спасение мы можем рассчитывать только при глубоком и искреннем раскаянии, подтвержденном делами - исполнением заповедей Божьих.
     Ныне Святая Церковь напоминает нам о Страшном Суде. Библеист Лопухин писал, что "находились экзегеты, которые не осмеливались этой речи Спасителя толковать", подчеркивая, насколько для всех нас жизненно важно правильно понимать евангельские слова о Страшном Суде. Поэтому мы подготовили для вас 50 толкований 17-ти Святых Отцов и Учителей Церкви на 16стихов евангельского зачала.

     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
     - особенности богослужения недели;
     - главы из книги протоиерея Иоанна Толмачева (†1897) Практическая Гомилетика. Том 1. НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ;
     - проповедь святителя Феофана Затворника. Слово в Неделю мясопустную. О Страшном Суде. 26 февраля 1861 года;
     - проповедь святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкий). Слово в Неделю мясопустную. О Страшном Суде. 4 марта 1951 г.;
     - проповедь митрополита Антония Сурожского. Слово в Неделю мясопустную. О Страшном Суде. 10 февраля 1991 года;
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, Григорий Палама, Марк Эфесский, Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Николай Сербский, преподобные Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, блаженные Феофилакт Болгарский, Иероним Стридонский, монах Евфимий Зигабен, архиепископы Аверий (Таушев), Никифор (Феотокис), епископ Михаил (Лузин), игумен Пантелиемон, библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Матфея (25:31-46) - о Страшном Суде.

     Святые Отцы во всей глубине раскрывают нам смысл Писания:
- Бог еще до сотворения человека уготовал человеку Царство: прежде нежели Он создал Адама, все уже было готово для его райской жизни;
     - Господь требует человеколюбия только от тех, кто может его оказать, а для тех, кто не может, достаточно одного желания оказать. Перечисляет различные виды человеколюбия, чтобы, если возможно, мы исполнили все, а если нет, то по крайней мере те, какие можем;
     - вот каким образом твое благотворение нищему переходит ко Господу: спасенный великим Спасителем ты сам становишься орудием спасения и, так сказать, - малым спасителем для малых сих;
     - дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души;
     - милость есть путь и способ возвращения человека к вере в Бога, надежде на Бога и любви к Богу;
     - если ум наш алчет Бога и мы дадим ему есть, то мы дали есть Христу в себе; если сердце наше наго от всякой добродетели и всякой благости Божией и мы оденем его, то мы одели Христа в себе; если душа наша больна и в темнице нашего злого существа, наших злых дел и мы вспомним о ней и посетим ее, то мы посетили Христа в себе;
     - как же теперь могут быть сочтены милостивыми, питателями Христа, делающими дело, достойное награды те, которые малость некую иждивают из так зле собранных денег и вещей, или хоть и все раздадут бедным: им надобно до конца жизни своей каяться, плакать и стенать и прочие совершать дела покаяния, за все вещи, которые они удерживали столько времени в своей власти, не давая ими пользоваться братиям своим в нуждах их;
     - заблуждаются говорящие о грешнике: «Ему суждено быть грешником!» Ибо если суждено ему быть грешником, то, воистину, суждено не Богом, а им самим; видно же сие из того, что Бог заранее не уготовал никакого места мучений людям – лишь диаволу;
     - геенский огонь подобен реке, все далее и далее уносящей от Бога; посему Христос не сказал: «уйдите», но «идите» (т.е. непрестанно удаляйтесь);
     - геенский огонь зажжен был для неизменных в состоянии зла бесов, к которым грешников причислила, подобная им, нераскаянная их воля;
     - на Страшном Суде отделится жизнь от муки, и жизнь будет жизнью, а мука будет мукою. И та, и другая пребудет вечно, каждая – сама по себе.

     Толкования Святых Отцов дают всем нам ответы на самые важные вопросы:
      - на каком месте Христос будет судить народы?
     - почему Господь, обращаясь к праведникам, говорит не «благословенные Мои», а "благословенные Отца Моего"?
     - почему Господь, обращаясь к праведникам, говорит не «примите Царство», а "наследуйте Царство"?
     - про речь Господа сказано: «Тогда речет Царь». Почему не сказано какой Царь или над чем Царь?
     - почему Господь на Страшном Суде говорит об одной только любви к ближним, и по ней одной праведным присуждает награду, а грешникам – наказание?
     - Господь не говорит, будто огонь вечный уготован грешникам от создания мира, как Он сказал праведникам о Царстве: "уготованное вам от создания мира". Что это значит?
     - всегда ли будут гореть грешники, вверженные в геенну огненную?

проповедь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю о Страшном Суде (2013 г.), в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
     Страшный Суд нередко удерживает людей от ошибок, от греха. Памятование о суде помогает человеку со вниманием относиться ко всему, что он говорит, что он делает и даже к тому, о чем он мыслит. Но очень многие люди, даже будучи православными верующими, говорят, думая о вечности, примерно так: «Кто же знает, что там будет? Ну, откуда это известно?»
     О загробной жизни в слове Божием сказано достаточно много. Евангелие как раз и открывает нам тайну того, что ждет человека, - каждый будет судим Богом.
     Сегодняшнее чтение из Евангелия от Матфея настраивает нас на еще одну очень важную мысль: а как же человек может оправдаться? Ведь все мы совершаем греховные поступки - в мыслях, в делах. Что может нас спасти, что может покрыть наши недостатки, чем мы можем искупить нашу вину. Накормил ли ты голодного? Напоил ли того, кто жаждал? Принял ли странника? Одел ли нагого? Посетил ли больного или того, кто в тюрьме? Какой короткий перечень! Казалось бы, Господь, Который принес в мир заповеди, должен был бы эти заповеди и вложить в уста Божественного Судии: «Исполнил такую-то заповедь, или другую заповедь, или третью?» Господь не говорит больше о заповедях — он говорит о конкретных делах. И понятно, что этот список можно продолжить, ведь речь идет не только о больных, нагих, голодных, жаждущих, заключенных — речь идет о помощи другому человеку.

     Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и практические советы для православных христиан: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
     - Практический очерк содержания рядового чтения;
     - Как страшно будет второе пришествие Господа для грешников и как утешительно для праведников!;
     - Как важно и спасительно для нас постоянное памятование о страшном суде;
     - Страшный суд будет поистине страшен;
     - Страшный суд;
     - Различие между раем и адом;
     - Несомненное воздаяние на небе, хотя бы на земле многое осталось без возмездия;
     - Ужасное и вместе с тем отрадное учение евангелия о страшном суде;
     - Нынешнее евангелие открывает нам зрелище вечности;
     - Об огне геенском;
     - Разлучение с жизнью ужасно для нераскаянных грешников, но разлучение в последний день будет еще ужаснее.

Мы продолжаем публиковать "Воскресные листки" для подготовки к службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в предстоящее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 11 февраля 2018 года. Не всегда получается воспринимать текст Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
 
 
Новости курсов также доступны ВКонтакте: https://vk.com/bogoslov_kubansobor и в Facebook: https://www.facebook.com/bogoslovkubansobor/

Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2018 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version