Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

27.12.2017 Неделя перед Рождеством Христовым, святых Отец. Материалы для подготовки к воскресной Божественной Литургии в неделю 30-ю по Пятидесятнице, 31 декабря

Братья и сестры, сегодня мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю 30-ю по Пятидесятнице, которая состоится 31 декабря 2017 года.

Богослужебные указания за 31 декабря 2017 года: 30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на заседании Отдела О богослужении, проповедничестве и храме, были приняты следующие положения (см. «Богословские труды», сб. 34, с. 334–335):
«Привнесение службы начала инди́кта, си́речь новаго лета в богослужение 1 января весьма желательно… Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном…»
Приведенный чин новогоднего молебна (с каноном из службы Минеи 1 сентября) может совершаться, по благословению настоятеля, вместо молебного пения на Новый год, помещенного в Требнике и в Последовании молебных пений (гл. 1).

     РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
     - святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси: Великие Минеи-Четьи: неделя пред Рождеством Христовым, святых отец;
     - нравственно-догматическое содержание песнопений служб недели святых праотец и недели святых отец;
     - родословие Господа Иисуса Христа в Евангелиях от Матфея и Луки;
     - Евсевий Памфил: О мнимом разногласии Евангелий относительно родословия Христова;
     - митрополит Антоний Сурожский: проповедь в неделю перед Рождеством Христовым (1984);
     - архимандрит Иоанн (Крестьянкин): слово в Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец (1993);
     - святитель Иоанн Златоуст: Слово на Новый Год;
     - тексты новогоднего молебна (церковнославянский текст и гражданский шрифтом);
     - текст новогодней молитвы.
     - толкования Святых Отцов и Учителей Церкви (святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт Болгарский, библеист профессор А.П.Лопухин) на Евангелие от Матфея (1:1-25) - родословие Иисуса Христа.

     Святые Отцы во всей глубине раскрывают нам смысл Писания:
      - многие из вас, впервые открывая Евангелие от Матфея, наверное, смущались и удивлялись: для чего в нём дается этот перечень старинных и странных имён? Зачем нужно перечисление четырнадцати родов, ещё четырнадцати родов и ещё четырнадцати? А дело в том, что евангелист хотел в этих кратких строках, в этом перечне имён напомнить нам всю историю Ветхого Завета, наполненного ожиданием Спасителя мира;
     - изучение родословия Господа составляет сущность верования о Лице Иисус Христове, чтобы ни человечество не поглощалосьБожеством, ни Божества не отрицать ради человечества, но то и другое созерцать соединенным в одном лишь – Спасителе нашем;
     - люди Ветхого Завета жили чаянием, а мы живем в пределах уверенности вещей уже случившихся и в ожидании их исполнения, – их полноты, в ожидании славного пришествия Господа, победы Божией, которая есть наша вечная жизнь и наше спасение;
     - не думай, что ты все узнал, когда слышишь, что Христос родился от Духа. Узнав и об этом, мы еще многого не знаем, например: как невместимый вмещается в утробе? как всесодержащий носится во чреве жены? как дева рождает, и остается девою? Не разыскивай, но верь тому, что открыто, и не старайся постигнуть того, что умолчано;
     - чтобы кто-либо не заключил, что Иосиф есть отец, послушай, с какою осторожностью говорит ангел: "Родит бо", говорит он, "сына". Не сказал: "родит тебе", но выразился неопределенно: родит, так как Мария родила не ему, но целой вселенной;
     - евангелист указывает, что Иисус Христос спасет народ Свой не от наказания за грехи, но от самых грехов: от преступлений против заповедей Божьих;
     - благовествуется освобождение не от чувственных браней, не от варваров, но - что гораздо важнее - освобождение от грехов, от которых прежде никто не мог освобождать.

     Толкования Святых Отцов дают всем нам ответы на самые важные вопросы:
     - в чем отличия в описании родословия Иисуса Христа в Евангелиях от Матфея и от Луки?
     - противоречат ли разногласия евангелистов в описании родословной Спасителя?
     - что означает "имена по природе и по закону"?
     - почему Матфей в первом же стихе поставил Давида прежде Авраама?
     - почему евангелист начинает родословие Иисуса с Авраама?
     - для чего евангелист представляет родословие Иосифа, который нимало не был причастен к рождению Христа?
     - в чем заключается праведность
     - почему ангел пришел к Богородице до зачатия, а к Иосифу явился уже во время Ее беременности?
     - слова какого пророка привел Ангел Господень Иосифу?
     - почему Иаков и другие называются братьями Иисуса Христа?
     - почему Ангел сказал: "спасет люди Своя", а не присовокупил - и язычников?

Обязательно прочитайте советы святителя Иоанна Златоуста: его слова абсолютно точно передают атмосферу и нынешних предновогодних дней, в очередной раз напоминая слова Писания: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем." (Книга Екклесиаста, или Проповедника, гл. 1, ст. 9-10).
Что было тысячи лет назад, то и происходит сейчас: "дьявольские всенощные гулянья, шутки, бранные крики, ночные пляски и смешные забавы", "состязания, которые происходят сегодня в гостиницах и преисполнены распутства и великого нечестия", "безумие по одному счастливому дню ожидать того же на весь год"....
Но святитель не просто сетует, а дает разнообразные практические советы как "получить пользу и от начала новых месяцев":
- как можно праздновать, если нет у тебя денег?
- как можно есть и пить во славу Божию?
- как можно хвалить кого-нибудь или укорять во славу Божию?
- как можно приобретать друзей и врагов для Бога?
- как можно быть в обществе для Бога?
- как можно и молчать для Бога тогда, когда тебя обижают, поносят, и причиняют тебе тысячи огорчений?
- как можно и столь маловажное занятие, как стрижение волос делать для Бога?
- как можно походкой и одеянием прославлять Бога?
 

     слово патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю святых отец (2010 г.), в котором он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами:
     Значение Рождества Спасителя в том, что Он дал возможность иметь дар Святого Духа не только отдельным великим и сильным духом людям, но каждому человеку, потому что через рождение и жизнь Спасителя, через Его страдания, Крест и Воскресение нам ниспосылается благодать Святого Духа. И каждый, кто желает обрести эту благодать — ту самую, которая вдохновляла пророков, — должен лишь иметь веру в сердце и креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. И то, что имели избранные, получаем мы все. В каждом есть Дух Святой, по слову апостола, и этот Дух способен и нас вразумлять, и нас делать сильными.
     Искушения древнего мира по-прежнему остаются искушениями рода человеческого. Мы видим, как построенная некогда на христианской основе европейская цивилизация постепенно превращается в цивилизацию языческую, из которой изгоняется поклонение истинному Богу, а на место Бога возводится культ человека, культ потребления. Жизнь по закону инстинкта становится ценностью, которую эта цивилизация проповедует. И опять, как в глубокой древности, на стороне этой цивилизации — сила, которая поражает воображение; богатство, которое застилает глаза. И, наверное, многим хочется сказать: «Но ведь там так прекрасно, там такая сила, такое богатство, такие наслаждения! Я что, хуже всех? И я хочу жить так».
     Как было трудно древним пророкам, ветхозаветным праотцам и отцам, противостоять искушениям! Они были в одиночестве и один на один боролись с окружавшей их языческой реальностью. Но мы сегодня не один на один противостоим языческому миру. Мы, все вместе — Церковь Божия, в которой живет и действует Святой Дух. Укрепляемые Таинством, мы просвещаем свой ум, закаляем свою волю, возвышаем свои чувства. У нас есть та сила, которой не было даже у пророков, — это сила общей веры и молитвы, это сила, которая даруется через сопричастность к Таинству Церкви.
     Но как часто не хватает нам и этих сил, и нередко мы оказываемся буквально раздавлены, разрушены этими внешними обстоятельствами языческой жизни. Память о ветхозаветных святых и дается нам в преддверии праздника Рождества Христова, чтобы в полной мере оценить все то, что Бог во Христе принес людям, чтобы в полной мере почувствовать и осознать, каким великим Божественным сокровищем мы обладаем. Эти дни даны нам также для того, чтобы укрепить свою веру, осознать суетность и греховность языческого мира и делать все, чтобы наша национальная жизнь всегда питалась от своих христианских истоков, чтобы народ наш черпал из этих источников благодатную силу, действием которой наша культура становится носителем высочайших духовных ценностей.

     Пост и Новый Год: вот уже почти 100 лет, как в России светский Новый Год отмечается во время Рождественского поста. Ошеломляющая истерия шоппинга, безумные приготовления к праздничному обжорству, возведенное в ритуал неумеренное пьянство, разнузданные "корпоративы" - как устоять посреди этого всеобщего разгула? Приводим советы священников - наших современников, которые помогут вам достойно провести пост:
     - Немного истории: что такое Новый Год?
     - "Здоровый человек вполне может поститься по уставу" беседа с прот. Димитрием Смирновым о Рождественском посте;
     - "Желать ли «нового счастья» в Новый год?" протопресвитер Александр Шмеман;
     - Встреча Нового года: 10 правил от священников;
     - "Испытание праздником" протоиерей Андрей Ткачев;
     - "Новый год и Рождественский пост" протоиерей Александр Авдюгин.

Мы продолжаем публиковать "Воскресные листки" для подготовки к службе. На одной странице листка указаны праздники, отмечаемые Русской Православной Церковью в предстоящее воскресенье, а также приведен текст рядового апостольского чтения. На другой странице размещен текст рядового евангельского чтения дня. Тексты приведены как на церковнославянском языке, на котором они читаются в ходе службы (для удобства использован гражданский шрифт), так и на современном русском языке (синодальный перевод).
Советуем Вам распечатать листок, предварительно ознакомиться с ним и взять его с собой на службу 31 декабря 2017 года. Не всегда получается воспринимать чтение Писания на слух - держите перед собой листок - это поможет Вам более осознанно быть соучастником Божественной Литургии. Если у Вас нет возможности распечатать листок - его можно взять в Соборе.
 
 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Присоединяйтесь к Собору в социальных сетях:

vk.com/kuban_sobor
facebook.com/kubansobor/

ok.ru/kubansobor

Instagram: @sobor_krd

Богословские курсы: vk.com/bogoslov_kubansobor

Тюремное служение: facebook.com/zona1dobra

Сестричество: vk.com/sisters_of_mercy_krd

Молодежный центр: vk.com/molod_ec


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2018 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version