Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

16.08.2017 Прихожане Собора посетили беседу о профессоре и новомученике Иоанне Поповом

Первую беседу из цикла «Богословское наследие новомучеников российских» провели в Соборе в минувший вторник, 15 августа. Посвятили ее жизни и трудам новомученика и профессора Московской духовной академии Ивана Васильевича Попова.


Жизнь новомученика
Сначала библиотекарь Светлана ФРАНЧУК рассказала слушателям о жизни Ивана Попова.
Конец XIX - начало XX веков можно с определенной долей условности назвать «серебряным веком русской патрологической науки». В данном же случае этот серебряный век мыслится как начало, за которым должен был последовать век золотой. Но революция и ее трагические последствия прервали расцвет патрологической (и вообще богословской) науки в России. Нельзя сказать, что золотой век вообще не состоялся: он состоялся, но совсем в ином качестве – как подвиг свидетельства веры Христовой...
Среди представителей русской патрологической науки начала прошлого века имя Ивана Васильевича Попова выделяется особо. Можно сказать, что он был близок к осуществлению идеала патролога. Мог дать и яркую историческую зарисовку, каковой является его очерк о свт. Иоанне Златоусте, и набросать психологический портрет церковного писателя и богослова, как было в случае с его работой о Тертуллиане, а также первой частью его монументального труда о блж. Августине. Он мог также дать глубочайший богословско-философский анализ взглядов какого-либо отца Церкви - достаточно вспомнить вторую часть того же труда об Августине.
В 1917 г. Попов завершает работу над своим фундаментальным трудом о блж. Августине.
Однако известные исторические обстоятельства складывались так, что профессору Попову, как и всем представителям русской церковной науки, становилось все труднее и труднее заниматься научной и преподавательской деятельностью. Исповеднический подвиг Ивана Васильевича начался в декабре 1919 года, когда от имени Совета православных общин Сергиева Посада он обратился в Совнарком с протестом против намечавшегося изъятия мощей прп. Сергия Радонежского из Троицкого собора и перемещения их в один из московских музеев. В 1923 году он был в Москве и являлся одним из ближайших помощников Святейшего Патриарха Тихона.
Близость к Патриарху, вероятно, и послужила основной причиной ареста Ивана Васильевича – это случилось в декабре 1924 года. Ему предъявили обвинение в сборе сведений о репрессированных епископах и передаче их на Запад. Попова осудили в июне 1925 года. Он попал в печально известный Соловецкий лагерь особого назначения на три года. Пока находился в заключении, работал учителем в школе грамотности для заключенных-уголовников. Был одним из авторов «Соловецкого послания».
С 1928 года жил в ссылке в деревне Ситомино Сургутского района на реке Обь, где продолжал работать над исследованием о Григории Нисском.
В 1931 году был арестован в Сургуте, осенью того же года приговорен к ссылке еще на три года в село Самарово (ныне вошло в состав города Ханты-Мансийска). В 1932 году ему было разрешено вернуться в Центральную Россию - видимо, в связи с болезнью (сердечной слабостью, опухолью ног) и преклонным возрастом.
Жил в Подмосковье, но в 1935 году вновь был арестован и приговорен к пяти годам ссылки. Выслан в село Игнатово Пировского района Красноярского края.
В 1937 году был арестован в ссылке по обвинению в контрреволюционной деятельности. Тройкой УНКВД Красноярского края приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 8 февраля 1938 года в Енисейске. Никакой информации о месте его захоронения до сих пор не известно.
Причислен к лику святых в 2003 году.
Главный труд новомученика Иоанна Попова - «Личность и учение блаженного Августина»
Затем слушатели познакомились с библиографическим обзором по книге Ивана Попова «Личность и учение блж. Августина».

Жизнь святого Августина не может не удивлять. Его путь к Богу был настолько трудным и запутанным, в нем было столько темных и порой даже мрачных сторон, что неопытному христианину может показаться сомнительной святость этого служителя Церкви.
Мать святого, блаженная Моника, была ревностной христианкой, стремившейся воспитать своего сына в духе христианского учения. Но юноша Августин не очень старался подражать ее добродетелям. Он пережил глубокую трагедию одинокого ума, ибо ему не с кем было обсуждать свои идеи и не было человека, который мог бы возразить ему на его уровне. Его литературный вкус был безошибочен, а элегантность прозы безупречна. Отсюда как раз и происходят все его прозрения и гениальные находки, и, в том числе, ошибки и заблуждения.
Православная Церковь очень осторожно относится к его учению и видит корень многих заблуждений современного римо-католичества и протестантизма в трудах блж. Августина. Тем не менее Православие никогда не отрицало его личной святости и высокого богословского авторитета.
Сегодня мы вновь говорим о Революции 1917 года. То, что произошло 100 лет назад в феврале, коренным образом изменило историю не только всей нашей страны, но и всего мира. В XX век Русская Православная Церковь вступает, казалось бы, влиятельной и могущественной.
Например, по данным переписи населения 1915 года в России насчитывалось 182 миллиона человек, 115 миллионов из которых были православными.
Более 100 епископов, около 60 тысяч приходских храмов, 146 тысяч священников и диаконов и псаломщиков, 1 000 монастырей, 50 тысяч монашествующих. Духовное образование осуществлялось в четырех Академиях и 60 Семинариях.
Казалось бы, полное процветание. А при этом все серьезнейшие современники видели глубочайший упадок.
В начале прошлого столетия впервые появляется русская религиозная интеллигенция. Образованные священники начинают занимать свое место в рядах русской интеллигенции, которая вбирает в себя не только писателей, поэтов, художников и адвокатов, но и государственных чиновников, учителей, врачей, железнодорожников, юристов, дипломатов, офицеров, причем, прежде всего, офицеров гвардии и особенно офицеров флота.
В начале века атеизм был одним из основополагающих элементов мировоззрения. Он был признаком хорошего тона. Был еще один очень существенный аспект вульгарной революционной веры: героизм, главной целью, которого было не преобразить мир, созданный Богом, а уничтожить его.
Только страдания гражданской войны вернут большое количество людей в храмы. Так Иван Алексеевич Бунин в «Окаянных днях» вспоминал: что он где-то в марте 1918 года еще перед отъездом на юг, в Москве, пошел в церковь и поразился, сколько в церкви плачущих интеллигентных людей. Впервые увидел их в церкви, никогда до этого не ходили.
Этот процесс покаяния начался, и он усиливался и продолжался постепенно, медленно и достиг своего апогея в 1937 году.

Бибилиографиский обзор был дополнен комментариями слушателя Богословский курсов Екатерининского кафедрального Собора Алексея Константиновича ГРАНСКОГО

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Присоединяйтесь к Собору в социальных сетях:

vk.com/kuban_sobor
facebook.com/kubansobor/

Instagram: @sobor_krd

Богословские курсы: vk.com/bogoslov_kubansobor

Тюремное служение: facebook.com/zona1dobra

Сестричество: vk.com/sisters_of_mercy_krd

Молодежный центр: vk.com/molod_ec 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2017 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version