Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

10.06.2011 День Святой Троицы. Пятидесятница

В день св. Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4). Это двунадесятый переходящий праздник. Название Пятидесятницы этот праздник получил как потому что, воспоминаемое в сей день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, так и потому, что он приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Этот праздник называется также Днем сошествия Святого Духа на апостолов и Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты. Сошествие Святого Духа на апостолов есть "свершение" нового, вечного Завета Бога с человеком.
Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попраздненственный» и «конечный». Это заключительный этап, завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы до Пасхи и Вознесения. Это славный конец долгого и тяжелого дела спасения мира Богочеловеком, день рождения христианской Церкви, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.
 
Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16, 8; Деян. 20, 16). Уже в Постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать св. Пятидесятницу: "Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасха), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа" (Кн. 5-я, гл. 20).
Праздник Пятидесятницы, под названием дня Святого Духа, с самых первых времен христианства праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда пение на литургии "Елицы во Христа крестистеся..."). В IV веке были составлены св. Василием Великим особые коленопреклонные молитвы, читаемые до сих пор на праздничной вечерне. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маюмский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.
С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще в ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев.23:10-17). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. От апостолов и христиане украшают храмы и дома свои зелеными древесными ветвями и цветами. Деревья и цветы своей сочной зеленью и красками в этот день Божественной благодати указывают на таинственное обновление наших душ силою Святого Духа и служат призывом к духовному обновлению всей нашей жизни во Христе Иисусе Господе и Спасителе.
 
Пятьдесят дней после Пасхи уже в древней Церкви были отличены некоторыми особенностями. Так, в эти дни, как и теперь, полагалось чтение книги Деяний апостольских. Кроме того, древняя Церковь, посвящая эти пятьде­сят дней радованию о воскресении Спасителя, находила несоответственными с этими днями и потому воспрещала в них коленопреклонения, как напоминание о падении человека. Земные поклоны в дни воскресные и в период Пятидесятницы, по церковным правилам (1 Всел. соб. 20 пр.; 6 Всел. соб. пр. 90 и св. Петра Алекс. пр. 15), совершенно отменяются и заменяются малыми, или, как они еще называются, «поясными».
Среди стиховных стихир, впервые после Великой Субботы поется стихира: "Царю Небесный..." (она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на "И ныне"). Длительное, многодневное воздержание от пения таких любимых текстов являет в нашей жизни подобие того ожидания, в каком находились апостолы, чтобы, когда мы будем встречать вместе с ними праздник Пятидесятницы, наша радость была такой же полной. По своему происхождению молитва "Царю Небесный..." - это стихира Пятидесятницы.
Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу же после литургии для того, чтобы люди, не отвлекаясь на свои будничные дела, в трезвенном и благоговейном состоянии присутствовали при чтении на вечерни особых, возвышенных молитв св. Василия Великого с коленопреклонением.
 
В понедельник по Пятидесятнице бывает праздник в честь Всесвятого, Животворящего и Всесильного Духа, единого от Троицы, единосущного и единославного Отцу и Сыну, который именуется «Духовым днем». Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятого и Животворящаго Духа, яко един есть (от) Святая и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и равночестность его с Богом Отцом и Богом Сыном.
 
Попразднство Пятидесятницы — 6 дней, во всю «пятидесятую» седмицу. Отдание праздника бывает в следующую субботу.
Седмица по Пятидесятнице сплошная: пост в среду и пятницу отменяется. Такое разрешение поста установлено Церковью в честь Святого Духа и семи Его даров. Седмица эта освящена в честь Святого Духа, как пасхальная — в честь Сына Божия, — и разрешением поста в продолжение ее Церковь исповедует, что Дух Святой единочестен Отцу и Сыну.
 

Особые воспоминания в период Пятидесятницы.

Неделя 1-ая по Пятидесятнице посвящена празднованию памяти всех святых. Смысл праздника — явить плоды дела спасения человечества, совершенного Господом Иисусом Христом. Святые — это «жатва Духа Божия», как «плоды Божественной благодати», ниспосланной людям в день Пятидесятницы. Этим праздником оканчивается период Цветной Триоди и начинается обычное, будничное время года, когда Богослужение совершается по Октоиху и Минее.

С понедельника после Недели всех святых начинается Петровский или Апостольский пост, который служит приготовлением к великому празднику святых апостолов Петра и Павла (29 июня). Петровский пост бывает разной продолжительности, от 8 дней до шести седмиц. Устав этого поста во всем таков же, как поста Рождественского.
С недели всех святых, все воскресные дни до недели Мытаря и Фарисея обозначаются числами от первого до тридцать второго включительно. С Недели всех святых начинается евангельский столп, в этот день читается 1-е Евангелие.

Во 2-ую Неделю по Пятидесятнице, по постановлению Всероссийского Церковного Собора 1917/1918 г., установлено праздновать память Всех святых в земле Российстей просиявших. Это как бы продолжение логики Цветной Триоди. Мы вспоминает плоды благодати, взращенные на нашей земле, в Русской православной Церкви. Служба русским святым полна глубоких назидательных мыслей. «Один за другим проходят чудные образы русских святых, поразительных в духовной красоте, великих во всех добродетелях. Русские святые, однажды восиявшие, явились светилами незаходимыми земли нашей, никогда не меркнувшими, всегда сияющими ровным светом и являющимися для нас — их потомков — верными помощниками, от Христа нам дарованными, путь спасения нам указующими».


По кн.: Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография. М.,2007

 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2017 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version