Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

События



 

Помощь Собору



Карта сайта

События

06.04.2010 Благовещение Пресвятой Богородицы

Вся история рода человеческого, начиная от грехопадения, когда первым людям в раю было обещано Богом, что некогда семя Жены сотрет главу змия, устремлена к Благовещению. Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов. Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева — Преблагословенная Отроковица Мария, — достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия.

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария." (Лк. 1, 26-27) Так начинается евангельское повествование о событии, получившем название "благовещение", что значит "добрая, радостная весть". Этому событию посвящен и двунадесятый праздник - праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к древнейшим праздникам в честь Богородицы. У древних христиан этот праздник носил наиме¬нования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искуп¬ления, Благовещение Ангела Марии, днем Воплощения и относился к Господским праздникам. Только в VII веке ему было присвоено настоящее название и он перешел в разряд Богородичных праздников, что составляет совершенно особый случай в истории богослоужения.

Праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев.
В V-VIII в., когда ереси нападали на почитание Богоматери, праздник был особенно воз¬величен Церковью. Святитель Иоанн Златоуст называет Благовещенье "первым праздником" и "корнем праздников". Также и Шестой Вселенский собор 52-м своим правилом постановил в день Благовещенья совершать литургию Иоанна Златоуста, а не Преждеосвященных Даров, совершаемую в великопостное время ( если праздник пришелся на 3-ью, 4-ую, 5-ую неделю св. Четыредесятницы, в Великий четверток и Великую субботу, то совершается Литургия св. Василия Великого. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, мит¬рополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.
В церковной традиции послушание Богоматери противопоставляется непослушанию Евы. Богоматерь как «новая Ева» служит искуплению первородного греха «первой Евы», начиная служить возвращению утраченного единения людей с Богом и спасению человечества. Например, есть такая стихира: "Благовествует Гавриил Благодатней днесь: радуйся, неневестная Мати и неискусобрачная, не удивляйся странному моему зраку (т.е. странному виду), не ужасайся, Архангел бо есмь. Змий прельсти Еву иногда, ныне же благовествую Тебе радость: и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая".

На праздник Благовещения читается 3-е зачало (Лк. 1;24-38). В толковании Евангельского чтения на этот праздник пишется «Праздник Благовещения — это первый цветок Пасхи, который держит Гавриил в своей руке. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». И в Пасху, когда все процветет уже новой жизнью Божественной, для которой создан человек, мы услышим: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся. И паки реку: радуйся!» Эта жизнь заключается в любви, любви Бога к человеку и человека к Богу. «Ибо так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». И это исполняется в день Благовещения в Воплощении Сына Божия. И так возлюбила Пречистая Дева Бога всем сердцем, всею мыслью Своей, всею душою, всею крепостью Своей, что Бог Слово стал плотью в Ней, через Нее. Эта любовь, эта жизнь Божественная открывается нам как тайна послушания Пресвятой Девы Марии».

На Руси Благовещение считается большим праздником, с него в старину начинали год. По благочестивому верованию русского народа, в этот день, как и на Пасху, солнце «играет», и грешников в аду не мучают. С Благовещением в народе связаны и некоторые старинные обычаи. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», т.е. всякая работа - грех. В этот день, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах. Этот символический обычай - знак того, что по воле Бога и Божией Матери нам дана свобода от греха.

Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения Пресвятой Богородицы напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось «главизною» нашего спасения. На иконах Богородицы изображается три звезды – на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы. Они символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова.

Вот почему земля прославляет славу Божию: свершилось великое событие в жизни всего человечества - Архангел Гавриил в святом благовестии принес нам радостную весть о том, что настало избавление, что Христос, обетованный Миссия, родится от Девы Марии.

 Празднуя Благовещенье, мы празднуем начало новозаветного дня. Настало время исполнения святого обещания Господа о "Семени жены, Которое сотрет главу змия" (Быт. 3, 15). Этот день - начало нашего спасения, о чем Святая Церковь непреложно свидетельствует в тропаре праздника: "Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопим: радуйся Благодатная, Господь с Тобою". И далее эта же мысль раскрывается в кондаке праздника «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти радуйся, Невесто Неневестная».

По материалам книги: М.С. Красовицкая «Литургика».
 


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2017 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version