Свято-Екатериниский Кафедральный Собор
 

О Cоборе



 

Помощь Собору



Карта сайта

Гора Синай и монастырь Святой Екатерины

Фрагмент из книги А.М. Лидова «Византийские иконы Синая»

На исторической карте Святой земли не много найдется мест, сравнимых по своему значению с Синайской горой и расположенным у ее подножия монастырем Святой Екатерины. На протяжении столетий это место, затерянное в глубине гористой пустыни Синайского полуострова, привлекает миллионы паломников. Ведь именно Синай описан в Священном Писании как пространство встречи Бога и человека, избранное свыше для неоднократных Богоявлений и небесных откровений. Здесь из среды горящего и несгорающего куста — «Неопалимой купины» - Господь говорил со Святым Пророком Моисеем. Сам Бог назвал место явления Своего землею святою, и повелел Моисею вывести из египетского плена сынов Израиля, а затем совершить служение на Синайской горе, называемой также горой Божией Хорив (Исх. 19, 9 - 31,18).

В третий месяц по исходе из Египта Пророк Моисей привел народ в Синайскую пустыню, взошел на вершину горы и опять говорил с Богом, Который дал ему десять заповедей и продиктовал множество иных законов. Записав все слова Господни, святой Моисей соорудил под горою первый жертвенник — прообраз всех будущих алтарей. После этого Святой Пророк еще раз поднялся на Синайскую гору и сорок дней пребывал в огненном облаке, в котором явился Бог, вручивший здесь святому Моисею свой Закон, записанный на двух скрижалях откровения (Исх. 19, 9 - 31,18).

Так в библейском повествовании именно Синай назван местом Завета — священного договора Бога и народа, — ставшего ключевым моментом всей мировой истории.
Несколько столетий спустя Синай снова становится местом Божественного откровения, на сей раз другому великому Пророку — Святому Илье, укрывшемуся от гнева царицы Иезавели в пещере на горе Хорив, к которой он шел, постясь сорок дней (3 Цар. 19, 8-15).

Бог явился Святому Пророку Илие уже не в огненном облаке, а в веянии тихого ветра. Отшельничество Святого Ильи Пророка, говорившего на Синае с Богом, стало священным образцом подвижнической жизни для первых христианских монахов, подобно Пророку укрывавшихся в Синайской пустыне и посвятивших себя Богу.

Когда на Синае появились христианские отшельники, точно неизвестно. Ценнейшие сведения дошли до нас в тексте «Путешествия по Святой Земле» знатной паломницы Этерии, посетившей Синай в конце IV века. Она рассказывает о многочисленных монахах и нескольких епископах, а также о трех церквах, существовавших уже в это раннее время: на вершине Синайской горы, на ее склонах и внизу у подножия, на месте Неопалимой купины. Около последней церкви, основанной святой равноапостольной Еленой на месте будущего Синайского монастыря, располагался красивый сад, как чудо в пустыне в течение веков поражавший воображение паломников. Монастырь в древнейших источниках именовался «Неопалимая купина».

Расцвет монастыря приходится на VI век, когда византийский император Юстиниан, по словам своего историка Прокопия, «воздвиг церковь, посвященную Богоматери, не на горных вершинах, но далеко внизу у подножия горы». По приказу императора были возведены мощные крепостные стены и создан военный гарнизон, в задачу которого входила не только защита синайских монахов, но и охрана важнейшего сухопутного пути, связывающего Египет и Палестину. Базилика Синайского монастыря была построена между 548 годом, когда умерла императрица Феодора, и 565-м — годом смерти самого Юстиниана. Об этом красноречиво свидетельствует надпись, сохранившаяся на балке перекрытия церковной крыши: «Во спасение нашего благочестивого господина Юстиниана. В память и упокоение наше императрицы Феодоры».
Посвящение Богоматери закрепляется за храмом Неопалимой купины, специально включенным в архитектурное пространство большой базилики. Алтарный престол в нем поставлен прямо над почитаемым местом Богоявления в несгоравшем кусте, и входящие в эту маленькую церковь по сей день, подобно святому Пророку Моисею, снимают у входа обувь, ибо это — земля святая.

До арабского завоевания в VI—VII веках Синайский монастырь являлся крупнейшим центром духовной жизни всего христианского мира. Здесь подвизались богословы и отшельники, многие их которых известны в истории Церкви со вторым именем «Синаит». Игуменом монастыря в VII веке был святой преподобный Иоанн Лествичник. Его главное сочинение — «Лествица», в напоминание о Боговидце святом Моисее называемая также «Духовная скрижаль», и поныне остается самым важным наставлением на пути духовного делания православных монахов.

Важным моментом в истории монастыря было его новое посвящение Святой Великомученице Екатерине.


Комментарии


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
2017 © Свято-Екатерининский Кафедральный Собор. Все права защищены.
Наш адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52. Написать письмо | Engish version